Правовое положение рабов. Правовое положение вольноотпущенников.
Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие. Государственными рабами становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских.
Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в период патриархального рабства они входили в состав семей римских граждан, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Только мелкие производители считались гражданами и имели права, а рабы не считались гражданами и прав не имели.
Рабы носили в римском праве такое же наименование, как орудия труда и скот, – res mancipi, то есть за ними отрицались все три статуса, положенные римскому гражданину:
– status libertatis – состояние свободы;
– status civitatis – состояние гражданства;
– status familiae – семейное состояние.
Человек признавался рабом, если:
– родился от матери‑рабыни (статус отца значения не имел);
– был взят в плен или захвачен из страны, не имеющей договора с Римом;
– был продан в рабство (характерно для древнейшей эпохи, позднее продажа соотечественника в рабство законами была запрещена);
– совершил преступление, за которое был приговорен к смертной казни или к работе на рудниках (своего рода помилование пожизненным рабством).
Правовое положение рабов определялось тем, что раб – не субъект права; он – одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; господин может раба продать, женить, изувечить и даже убить. Раб не может вступать в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое. Раб являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. Прекращение рабства было возможно только через отпущение на свободу.
Вольноотпущенники
Вольноотпущенниками назывались рабы, отпущенные на свободу. До правления Юстиниана они становились гражданами, если владелец имел право владеть рабом по цивильному праву, или латинами, если владелец имел право владеть рабом по преторскому эдикту, то есть приобрел раба без манципации.
По законам Юстиниана вольноотпущенники становились римскими гражданами. Но их права были ограниченными, они сохраняли зависимость от отпустившего на волю «патрона». Вольноотпущенник не имел права вызвать в суд, обязан был оказывать услуги патрону, чем тот пользовался и ужесточал эксплуатацию; бывший хозяин имел право на наследование имущества и алименты вольноотпущенника. Существовали и ограничения по вступлению в брак: в первое время были запрещены браки с любым свободнорожденным, позже – с сенаторами.
Юридические лица.
В римском праве формально не существовало понятия «юридическое лицо», которое как особый субъект противопоставляется лицу физическому. В Законах XII таблиц упоминаются корпорации ремесленников, религиозные корпорации, фактически древние юридические лица, имеющие собственные уставы, не нарушающие существующие публичные законы.
В архаическом римском праве имущества корпорации как такового нет: есть общая собственность членов корпорации, абсолютно неделимая до тех пор, пока существует корпорация. В случае прекращения корпорации имущество делится между последним составом ее членов. Прекращение корпорации могло быть добровольным (в силу уменьшения числа ее членов до двух или после достижения поставленных целей) или наступающим по закону, если корпорация вела противоправную деятельность. Корпорация как таковая не имела значения субъекта права и не могла выступать стороной в гражданском процессе.
Анализируя сложившиеся отношения, юристы отмечали, что иногда права и обязанности принадлежат не отдельным лицам или группам физических лиц (как при договоре товарищества), а организации, имеющей самостоятельное существование независимо от составляющих ее физических лиц.
Размышляя о самостоятельности прав и обязанностей корпорации, Марциан, Алфен, Ульпиан вывели отличия корпорации от товарищества:
1) при смерти товарища или приходе нового товарища старое товарищество прекращается и образуется (или не образуется) новое, а при смерти участника корпорации или приходе нового члена сама корпорация остается в неизменном состоянии;
2) при выходе из товарищества товарищ имеет право взять свою долю имущества, а член корпорации получает имущество исключительно при прекращении корпорации.
Юристы сравнивали организацию с человеком, указывая, что организация действует personae vice (в качестве лица), privatorum loco (на положении отдельных лиц), что является признаком юридического лица.
В императорском Риме само существование корпораций стало внушать власти опасения, поскольку членов подобных объединений невозможно было поставить под строгий контроль. Для принцепсов существование корпораций со своим уставом оказалось политически неприемлемым. Август запретил почти все корпорации, кроме созданных по разрешению сената и императора.
Семейно-правовые отношения.
Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т.е. имеющий власть).
2. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации — первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens.
С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка.
Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их—и жену, и детей и имущество — домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.
3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатскоеродство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.
4. В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.