Действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Законодательство РФ предусматривает возможность оспаривания постановлений судебных приставов, в том числе судебных приставов-исполнителей, их действий (бездействия) <1> сторонами исполнительного производства и иными лицами, чьи права либо законные интересы нарушены такими действиями <2>, в порядке подчиненности или в суде (ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 441 ГПК).
--------------------------------
<1> Далее - действия.
<2> Далее - заинтересованные лица.
Здесь следует остановиться на ряде ключевых моментов.
1. Заинтересованным лицом могут быть как взыскатель и должник, так и иное (не являющееся стороной исполнительного производства) лицо, права или законные интересы которого нарушены исполнительным действием.
2. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности не препятствует их оспариванию в суде.
3. Срок на обращение в суд составляет 10 рабочих дней. В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Применение в данном случае правил гл. 9 ГПК, по которым в сроки, исчисляемые днями, включаются и нерабочие дни, неверно: срок на обращение в суд сродни сроку исковой давности; процессуальные сроки могут иметь место только с момента возбуждения гражданского дела в суде.
4. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устранил полемику в практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов по вопросу судебной подведомственности ряда дел данной категории <1>. Отныне подведомственность дел данной категории определяется положениями ч. ч. 2, 3 ст. 128 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
--------------------------------
<1> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах с ведением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (п. 20): Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2002 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 июля 2002 г. (вопрос 3); Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2004 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г. (вопрос 1).
Суды общей юрисдикции не могут рассматривать дела данной категории в случаях, если оспариваемое действие совершено судебным приставом-исполнителем при исполнении:
- исполнительного листа, выданного арбитражным судом;
- постановления налогового, таможенного органа, органа Пенсионного фонда РФ, органа Фонда социального страхования РФ о взыскании обязательных платежей и санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей;
- постановления несудебного органа, а равно исполнительного листа арбитражного суда о привлечении к административной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей;
- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании в отдельном производстве исполнительского сбора, исполнительских расходов и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем судам общей юрисдикции подведомственны указанные дела вне зависимости от характера материально-правового требования, содержащегося в исполнительном документе, и субъектного состава сторон исполнительного производства в случаях, если оспариваемое действие совершено судебным приставом-исполнителем при исполнении:
- исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа), выданного судом общей юрисдикции (мировым судьей);
- нескольких исполнительных документов, в том числе выданных арбитражным судом и другим несудебным органом (сводное исполнительное производство), когда разделение заявленных требований по подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами невозможно (например, наложение ареста на имущество должника в рамках сводного исполнительного производства). Это следует из положения ч. 4 ст. 22 ГПК.
5. Заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя подается в районный (городской) суд по месту совершения оспариваемых исполнительных действий.
Мировому судье (даже выдавшему соответствующий исполнительный документ) дела по таким заявлениям неподсудны, поскольку по своей процессуально-правовой природе это дела по спорам, возникающим из публичных правоотношений. К компетенции мирового судьи такие дела не относятся (ст. 23) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. N 443-О "По жалобе гражданки Аксеновой Эммы Васильевны на нарушение ее конституционных прав положением ч. 1 ст. 441 ГПК РФ".
На это прямо обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих": "Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории (в том числе об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа, выданного мировым судьей), как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23 ГПК РФ)" (п. 11).
6. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устранил правовую неопределенность в порядке рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей, установив (по аналогии с АПК РФ), что такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК, с учетом особенностей, оговоренных выше.
Вместе с тем соответствующих изменений в гл. 25 ГПК не внесено, что поставило на практике ряд вопросов, например о том, надлежит ли привлекать к участию в деле помимо судебного пристава-исполнителя другую (не являющуюся заявителем) сторону исполнительного производства. В АПК РФ (ч. 2 ст. 199), да и в судебной практике данный вопрос давно решен положительно.
Дела данной категории подлежат рассмотрению судом в 10-дневный срок (ч. 2 ст. 257 ГПК).
1.1. Дела об отказе в возбуждении
исполнительного производства
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов <1>. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. В то же время, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, он после поступления в ПСП немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. В этом случае решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в ПСП (ч. ч. 1 - 3, 7, 8, 10 ст. 30 названного Федерального закона).
--------------------------------
<1> Далее - ПСП.
Перечень документов, являющихся исполнительными, приведен в ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке органом, выдавшим исполнительный документ (ч. 2 данного Закона).
Исполнительный документ должен отвечать определенным требованиям к его форме и содержанию (ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
По поручению Правительства РФ, данному в Постановлении от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов" <1>, Приказом Министерства финансов РФ от 17 июня 2009 г. N 237 "Об утверждении образцов бланков исполнительных листов" утверждены:
--------------------------------
<1> Данное Постановление издано в соответствии с положениями ч. 5 ст. 428 ГПК и ч. 3 ст. 318 АПК РФ.
- образец бланка исполнительного листа, используемого в работе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации;
- образец бланка исполнительного листа, используемого в работе иных федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей субъектов Российской Федерации.
К сожалению, указанные бланки настолько непрактичны, что вызывают немало затрат и трудностей судов при их заполнении, что зачастую ведет к отказу в принятии их к исполнению (допущенные неточности, исправления и проч.).
Кроме того, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает для каждого вида исполнительного документа определенный срок исполнительной давности (ст. ст. 21 - 23 Федерального закона), схожий по своей правовой природе со сроком исковой давности, т.е. срок, в течение которого исполнительный документ может быть предъявлен к принудительному исполнению. Истечение данного срока при отсутствии определения суда о его восстановлении препятствует возбуждению исполнительного производства.
Несоблюдение указанных и ряда других требований названного Закона - основание к отказу в возбуждении судебным приставом-исполнителем исполнительного производства (ч. 1 ст. 31 данного Закона).
Предмет доказывания по делам об отказе в возбуждении исполнительного производства образуют следующие юридически значимые обстоятельства:
1) предъявление взыскателем или его представителем (при наличии у него соответствующего полномочия) в надлежащее ПСП надлежаще оформленного исполнительного документа. Полномочие представителя на предъявление исполнительного документа к взысканию должно быть специально оговорено в доверенности, выданной взыскателем (п. 1 ч. 3 ст. 57 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Данное правило не распространяется на совершение соответствующих действий от имени подопечных законными представителями - родителями, опекунами и попечителями.
Предъявление исполнительного документа к взысканию - конклюдентное действие, поэтому оно может осуществляться как путем непосредственного предъявления документа в ПСП с приложением заявления о возбуждении исполнительного производства, так и по почте (в этом случае полагаем, приложения соответствующего заявления не требуется, поскольку из самого факта заполнения письма, адресованного ФССП России, следует волеизъявление взыскателя на возбуждение исполнительного производства).
Под надлежащим ПСП следует понимать ПСП по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, в том числе по месту жительства (нахождения) должника, указанному в исполнительном документе. Если взыскателю такое место неизвестно, то он вправе направить исполнительный документ главному судебному приставу субъекта РФ по предполагаемому месту исполнения (ч. ч. 3, 4 ст. 30, ч. ч. 1 - 3 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Под надлежаще оформленным исполнительным документом следует понимать выдачу его уполномоченным органом, оформление в соответствии с требованиями ст. 13 рассматриваемого Закона, а для исполнительного листа суда - также в соответствии с образцами бланка исполнительного листа <1>;
--------------------------------
<1> Полагаем, что поскольку исполнительный документ выдается судом, другим органом или должностным лицом на стадии судопроизводства, налогового производства, административного производства и т.д., то его содержание должно определяться не нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве" (ст. 13), а положениями соответствующих отраслевых федеральных законов (АПК РФ, НК РФ, КоАП РФ и проч.). См.: Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и практике его применения / Под ред. И.В. Решетниковой. С. 80, 81.
2) (не)истечение на момент предъявления исполнительного документа к взысканию срока исполнительной давности, а при истечении этого срока - (наличие) отсутствие определения суда о его восстановлении, в том числе:
- (не)предъявление исполнительного документа к исполнению ранее, в том числе в банк, обслуживающий должника, или работодателю по месту работы должника (ст. ст. 8, 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
- частичное (не)исполнение должником исполнительного документа самостоятельно (ст. 22 данного Закона);
3) (не)истечение сроков передачи исполнительного документа, поступившего в ПСП, судебному приставу-исполнителю, и вынесение последним постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в этом;
4) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Распределение обязанностей по доказыванию следующее. В силу правила ч. 1 ст. 249 ГПК <1> факты, обозначенные в рассмотренной классификации под N 1 - 3 (в положительном аспекте), надлежит доказать заявителю-взыскателю. Обратное надлежит доказывать судебному приставу-исполнителю. На последнего же возлагается обязанность доказать наличие оснований к вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
--------------------------------
<1> "Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)" (ч. 1 ст. 249 ГПК).
Необходимые доказательства следующие. Доказательствами предъявления исполнительного документа к взысканию в установленном порядке могут быть:
- копия исполнительного документа;
- копия заявления о возбуждении исполнительного производства;
- доверенность (ее копия) представителя взыскателя;
- почтовые квитанции об отправке указанных документов в ПСП заказным письмом;
- оттиск регистрационного штампа ПСП на указанных документах (подп. 4 п. 48 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 25 июня 2008 г. N 126).
Доказательствами прерывания срока исполнительной давности могут быть:
- копия заявления о взыскании по исполнительному документу, адресованного банку, обслуживающему должника, работодателю, выплачивающему должнику заработок, и проч.;
- другие доказательства предъявления исполнительного документа к исполнению ранее, в том числе в ФССП России;
- доказательства частичного исполнения исполнительного документа должником.
Доказательства наличия оснований к отказу в возбуждении исполнительного производства определяются судебным приставом-исполнителем с учетом конкретных оснований, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
1.2. Дела об обращении взыскания
на денежные средства должника
В силу ч. 3 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства. Данное правило относится как к должникам-организациям (ч. 1 ст. 94 указанного Федерального закона), так и к должникам-гражданам (это следует из положений ст. 98 этого Федерального закона).
Следует иметь в виду, что обращение взыскания по долгам бюджетного учреждения на денежные средства, находящиеся на его лицевых счетах в финансовых органах (Управление Федерального казначейства и др.), производится не ФССП России, а в порядке, установленном гл. 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" БК РФ (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Обращение взыскания на денежные средства должника - одна из мер принудительного исполнения (п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Предмет доказывания по делам об обращении взыскания на денежные средства должника образуют следующие юридически значимые обстоятельства:
1) возбуждение исполнительного производства в установленном порядке (ч. 8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
2) истечение срока для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем.
В силу ч. 2 ст. 68 этого Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с данным Законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока;
3) наличие/отсутствие у должника денежных средств, достаточных для исполнения требований исполнительного документа; в отношении должников-граждан - если взыскиваемая сумма (не) превышает 10 тыс. руб. (п. 2 ч. 1 ст. 98 рассматриваемого Закона).
Само по себе непринятие судебным приставом-исполнителем мер к обращению взыскания на денежные средства должника (имеется в виду непосредственный переход в ходе исполнения к обращению взыскания на иное имущество) основанием к признанию действий судебного пристава-исполнителя не является; такое непринятие может служить основанием к признанию действий судебного пристава-исполнителя по непосредственному обращению взыскания на иное имущество лишь в случае доказанности должником наличия у него денежных средств для полного или частичного исполнения исполнительного документа на момент рассмотрения дела в суде (а не на момент совершения судебным приставом-исполнителем оспариваемых действий - денежные средства к моменту рассмотрения дела могли уже "уйти");
4) в отношении должников-организаций - предъявление судебным приставом-исполнителем к счету должника в банке постановления о списании (перечислении) денежных средств. Представления расчетного документа (инкассового поручения) в данном случае не требуется (ч. 2 ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
При этом не допускается списание (перечисление) денежных средств со счета должника в банке по требованию судебного пристава-исполнителя и другим документам (кроме соответствующих постановлений), поскольку в силу ч. 1 ст. 14 данного Закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, оформляются постановлениями.
Представление судебным приставом-исполнителем в банк должника для списания (перечисления) денежных средств копии постановления о возбуждении исполнительного производства, а также копии исполнительного документа (ч. 3 ст. 12 рассматриваемого Закона) не требуется. В указанной норме речь идет об ином.
Делая в ч. 3 ст. 12 рассматриваемого Закона, расположенной в его гл. 2 "Исполнительные документы", оговорку о том, что судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии исполнительного документа, законодатель исходил из следующего. При завершении судебным приставом-исполнителем "своего исполнения" (исполнительное производство в смысле, придаваемом данной правовой дефиниции в гл. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и других его положениях, регулирующих деятельность судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению) окончательной передачей такого исполнения исполнительскому агенту - лицу, выплачивающему должнику-гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 указанного Закона), - работодателю, исправительному учреждению и др. (п. 8 ч. 1 ст. 47, гл. 11 рассматриваемого Закона) - иного правового основания для удержания с должника-гражданина взыскиваемых денежных сумм, кроме как сам исполнительный документ, не существует.
При этом, учитывая потенциальную необходимость удержания с должника-гражданина периодических платежей, исчисляемых зачастую в долевом отношении ко всем видам его заработка и (или) иного дохода, и одновременную усложненность процедуры выдачи судом нескольких исполнительных документов, если исполнение должно быть произведено в различных местах (ч. 1 ст. 429 ГПК), федеральный законодатель предусмотрел для таких случаев оставление подлинника исполнительного документа в материалах исполнительного производства и направление исполнительскому агенту лишь копий данного документа (первичная основа для взыскания) и постановления о возбуждении исполнительного производства с оставлением "процесса исполнения" на контроле у судебного пристава-исполнителя, являющегося конечной инстанцией в защите прав и законных интересов граждан и организаций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2008. С. 40, 41 (автор комментария к ст. 12 - один из разработчиков проекта Федерального закона "Об исполнительном производстве" 2007 г. Н.В. Салькова).
Правовым же основанием списания и перечисления денежных средств со счета должника в банке по требованию (условно) судебного пристава-исполнителя, адресованному банку должника, как составляющих процесса обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, являющегося мерой принудительного исполнения (п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), применяемой в силу ч. 6 ст. 45, ч. 9 ст. 47, ч. 2 ст. 68 данного Закона исключительно судебным приставом-исполнителем и в рамках возбужденного и неоконченного им исполнительного производства, является не исполнительный документ или его копия, как это предусмотрено для случаев направления исполнительного документа для исполнения исполнительскому агенту непосредственно взыскателем (ст. ст. 8, 9, ч. 2 ст. 70 указанного Федерального закона), а соответствующее требование-поручение - распоряжение (условно говоря) судебного пристава-исполнителя, адресованное банку должника и оформленное в силу требований ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона соответствующим постановлением (о списании (перечислении) денежных средств и т.п.).
Вопрос о том, какие документы с учетом положений ч. 3 ст. 12 и ч. 2 ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должны представляться судебным приставом-исполнителем в банк для перечисления денежных средств со счетов должника, обсуждался на заседании научно-консультативного совета при Управлении ФССП России по Свердловской области 24 апреля 2009 г. По результатам обсуждения судебным приставам-исполнителям рекомендовано "для списания и перечисления денежных средств со счетов должника в банках в процессе обращения взыскания на них (ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) направлять на списание в банк постановление "о списании", "о перечислении" и т.п. с указанием в его вводной и (или) резолютивной части (дословно) требования исполнительного документа ("о взыскании... алиментов на содержание...", "о взыскании... расходов по государственной пошлине..." и т.п.) с тем, чтобы очередность списания денежных средств со счета, установленная положениями ст. 855 ГК РФ, у банка сомнений не вызывала (при сводном исполнительном производстве - с разбивкой сводных сумм, подлежащих списанию, исходя из данной очередности) без приложения копий исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства" (п. 3 рекомендаций <1>).
--------------------------------
<1> См.: Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 9. С. 43 - 47; Электронный журнал Арбитражного суда Свердловской области. 2009. N 2. С. 94 - 107 // Интернет-сайт Арбитражного суда Свердловской области. URL: www.ekaterinburg.arbitr.ru. См. также: Закарлюка А.В., Опалев Р.О. К вопросу о списании денежных средств с банковского счета должника по исполнительным документам // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 10. С. 64 - 70.
Распределение обязанностей по доказыванию следующее. В силу правила ч. 1 ст. 249 ГПК <1> факты, обозначенные в приведенной выше классификации под N 1 - 4, надлежит доказывать судебному приставу-исполнителю. Должник, ссылающийся на обратное, должен доказать соответствующие утверждения.
--------------------------------
<1> См. сноску 1 на с. 318 Справочника.
Рассмотрим необходимые доказательства.
Исключительным доказательством возбуждения исполнительного производства может быть только копия постановления о возбуждении исполнительного производства.
Наличие/отсутствие у должника денежных средств может подтверждаться:
- выпиской по счету в банке;
- справкой обслуживающего должника банка;
- отметкой банка на постановлении судебного пристава-исполнителя "о списании", "о перечислении" денежных средств об отсутствии таковых на счете полностью или частично.
1.3. Дела об обращении взыскания
на имущество должника-гражданина
В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги. Обращение взыскания на имущество должника-гражданина производится в случае отсутствия у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности (п. 3 ст. 69 названного Закона). Согласно ст. 98 этого Закона обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина производится:
1) при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскании суммы, не превышающей 10 тыс. руб.;
3) отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Взыскание может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину на праве собственности (ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 24 ГК РФ). При этом Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает, что при исполнении исполнительных документов в отношении граждан не может быть обращено взыскание на имущество, указанное в перечне видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 79). Такой перечень приведен в ст. 446 ГПК <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 446 ГПК взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
- жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением жилого помещения - предмета ипотеки, если на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- земельные участки, на которых расположено указанное выше жилое помещение, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков, являющихся предметом ипотеки, если на них в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом МРОТ;
- племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птицы, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;
- семена, необходимые для очередного посева;
- продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;
- топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник;
- избирательный залог.
Предмет доказывания:
1) наличие оснований для применения мер принудительного исполнения (ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"):
- возбуждение исполнительного производства (ст. 30 названного Закона). Судебная практика исходит из того, что совершение исполнительных действий не допускается без возбуждения исполнительного производства;
- истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа;
- неисполнение должником исполнительного документа в указанный срок;
2) обращение взыскания на спорное имущество (ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
3) соблюдение судебным приставом-исполнителем установленного законодательством порядка обращения взыскания на спорное имущество:
- проверка судебным приставом-исполнителем наличия (отсутствия) у должника-гражданина денежных средств, достаточных для погашения задолженности по исполнительному документу на момент наложения ареста на спорное имущество (ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
- принадлежность спорного имущества должнику-гражданину на праве собственности (ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 24 ГК РФ);
- относимость спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе имуществу, изъятому из оборота или ограниченному в нем (ст. 79 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 446 ГПК);
- волеизъявление должника-гражданина на обращение взыскания на спорное имущество (п. 5 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
- вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о наложении ареста на спорное имущество и его опись в присутствии не менее чем двух понятых (ст. 80 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
- в зависимости от конкретных требований по делу - соразмерность стоимости имущества, на которое обращается взыскание, и объема взыскиваемой суммы, факты изъятия имущества, его оценки, реализации.
Распределение обязанностей по доказыванию следующее. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также из общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), факт обращения взыскания на спорное имущество должен доказать должник, а наличие оснований для применения мер принудительного исполнения и соблюдение установленного законом порядка обращения взыскания на спорное имущество - судебный пристав-исполнитель. В то же время должник, ссылающийся на невозможность обращения взыскания на спорное имущество в силу закона, должен доказать данное обстоятельство.
Необходимые доказательства:
- копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
- копия постановления о наложении ареста;
- копия акта описи и ареста;
- копия постановления судебного пристава-исполнителя о назначении специалиста для оценки спорного имущества;
- копия постановления судебного пристава-исполнителя о передаче спорного имущества на реализацию (если спорное имущество подлежит продаже с торгов - копия заявки на проведение торгов) и т.д.;
- запросы в банки и ответы на них, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах, во вкладах;
- ответы должника на запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации о принадлежащем имуществе (в порядке ст. 69 названного Закона);
- акты об отсутствии наличных денежных средств.
Доказывание принадлежности (либо, напротив, неотносимости) спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание, производится:
- объяснениями гражданина-должника, судебного пристава-исполнителя;
- свидетельскими показаниями относительно целевого использования спорного имущества;
- выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справками бюро технической инвентаризации о принадлежности гражданину-должнику недвижимого имущества;
- справками о регистрации гражданина-должника по месту жительства;
- трудовой книжкой гражданина-должника;
- справкой о составе семьи гражданина-должника;
- свидетельствами о заключении брака и о рождении детей;
- другими доказательствами.
1.4. Дела об обращении взыскания на имущество
должника-организации
В силу ч. 4 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается на иное (неденежное) имущество должника только при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств. При этом не имеет правового значения законное нахождение имущества у должника - на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
По общему правилу юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК РФ, унитарные предприятия (государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия) отвечают по своим обязательствам закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.
В период действия Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ныне утратил силу) в судебной практике возникал вопрос, необходимо ли получение согласия собственника имущества, закрепленного за унитарны<