Глава 2. доказывание по делам об оспаривании действий
И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ
ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц <1> могут быть обжалованы в суд.
--------------------------------
<1> Далее по тексту данной главы, если не оговорено иное, - соответственно действия, государственный орган.
Разъяснения по многим вопросам, возникающим при рассмотрении судами дел об оспаривании действий государственных органов, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Предмет доказывания по делам об оспаривании действий государственных органов образуют следующие юридически значимые обстоятельства:
1) принятие государственным органом оспариваемого решения (совершение им оспариваемых действий, его бездействие) (ст. ст. 254, 258 ГПК).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 Постановления N 2 разъяснил следующее.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной форме, так и в устной (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к осуществлению этих прав и свобод. К действиям относятся, в частности, выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию относится, в частности, нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Так, в делах об отказе в регистрации по месту жительства надлежит устанавливать:
- сам факт обращения гражданина (заявителя) к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением о регистрации по месту жительства с приложением необходимых документов: документа, удостоверяющего личность; заявления о регистрации по установленной форме; одного из документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение, - заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением (ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, п. п. 9, 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208) <1>. При этом ранее Верховный Суд РФ указывал, что явка гражданина к должностному лицу, ответственному за регистрацию, не обязательна <2>;
--------------------------------
<1> См.: Определение судьи Верховного Суда РФ от 5 марта 2010 г. N 5-В10-9 ("В передаче надзорной жалобы по делу об оспаривании действий должностных лиц миграционной службы, выразившихся в отказе в регистрации по месту жительства, для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ отказано, так как заявителям не предоставлена на основании договора найма, являющегося основанием для вселения в спорное жилое помещение, а предоставленное ими направление миграционной службы к таковым не относится").
<2> См.: решение Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N ГКПИ03-809. См. также Определение судьи Верховного Суда РФ от 17 июля 2006 г. по делу N 18-В06-20 ("Дело по заявлению об оспаривании действий паспортно-визовой службы и комиссии миграционного контроля направлено на рассмотрение по существу в суд надзорной инстанции, так как доводы заявителя о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности гражданина, желающего зарегистрироваться по месту жительства, лично обратиться с указанным заявлением и суды в своих решениях сослались на утративший силу нормативный акт, заслуживают внимания").
- принятие должностным лицом, ответственным за регистрацию, решения об отказе гражданину-заявителю в регистрации по месту жительства или уклонение от таковой по истечении установленного законом срока (ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 18 названных Правил).
Аналогичные факты надлежит устанавливать в делах об отказе в оформлении загранпаспорта (ст. ст. 8 - 10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. п. 26 - 40, 43 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26);
2) порядок принятия решения (совершения действия). Так, Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления N 2 разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения либо совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которого оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
3) соответствие оспариваемого действия нормативному акту (ст. 258 ГПК) (по п. п. 22, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 - "законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия)", "соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения").
Так, в делах об отказе в оформлении загранпаспорта надлежит устанавливать, в частности, наличие оснований к временному ограничению гражданина в выезде за рубеж, а при оформлении загранпаспорта на несовершеннолетнего гражданина РФ - также согласие обоих из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ (ст. ст. 15, 20, 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. 25 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету);
4) нарушение оспариваемыми действиями прав и (или) свобод гражданина, организации-заявителя, создание препятствий к их осуществлению и (или) незаконное возложение на гражданина, организацию-заявителя какой-либо обязанности либо незаконное привлечение их к ответственности (ст. 255 ГПК).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 Постановления N 2 разъяснил, что в заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано, в частности, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия);
5) соблюдение срока обращения с заявлением в суд (ст. 256 ГПК, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).
По общему правилу гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК).
Вместе с тем заявление об оспаривании постановления, действий судебного пристава может быть подано в суд в 10-дневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда заявителю (взыскателю, должнику, иному лицу) стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 2 ст. 441 ГПК) <1>.
--------------------------------
<1> О порядке исчисления данного срока см. с. 395 Справочника.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При этом важно учитывать, что помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК, ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ) "О беженцах", п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п. 3 ст. 8 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах") (п. 24 Постановления N 2) <1>.
--------------------------------
<1> О необходимости выяснения, соблюден ли срок обращения заявителя в суд по делам данной категории, Верховный Суд РФ неоднократно говорил и ранее (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 3, 24 декабря 2003 г. (вопрос 22 (по гражданским делам)); Ответы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на вопросы судов по применению норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ от 24 марта 2004 г. (вопрос 24): "Если дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела II ГПК РФ, то последствия пропуска срока на обращение в суд должны применяться судом (судьей) по своей инициативе. Возможность применения срока исковой давности в зависимости от заявления ответчика закон связывает только с частноправовыми отношениями (гражданскими, семейными и т.п.)").
Распределение обязанностей по доказыванию следующее. В силу правила ч. 1 ст. 249 ГПК <1> факты, обозначенные в приведенной классификации под N 2, 3, надлежит доказывать государственному органу, совершившему оспариваемые действия. На заявителя возлагается обязанность доказать сам факт совершения оспариваемых действий, нарушения ими его прав и (или) свобод и соблюдение срока на обращение в суд (факты N 1, 4, 5).
--------------------------------
<1> См. сноску 1 на с. 318 Справочника.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения либо совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, возложении обязанности или привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (п. п. 20, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).
Необходимые доказательства:
- копия заявления гражданина в государственный орган (например, заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме (ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 16 Правил регистрации по месту жительства, п. п. 9, 17, 62 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, приложение N 6 к данному Регламенту), копия заявления о выдаче загранпаспорта по установленной форме (ст. ст. 8, 9 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. п. 26, 43 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, приложение N 1 к данному Регламенту));
- копии документов, являющихся основанием для вселения гражданина в жилое помещение: заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), свидетельство о праве на наследство, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением;
- копия оспариваемого решения (например, запись о принятом решении в графе "принятое решение" заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме (п. 62 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, приложение N 6 к данному Регламенту); копия уведомления об отказе в оформлении загранпаспорта (ст. 16 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. п. 6, 72 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, приложение N 9 к данному Регламенту); копия постановления судебного пристава-исполнителя (ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве));
- копии нормативных актов, регулирующих деятельность государственного органа (в том числе его правомочность на принятие решений, совершение действий и проч.).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления N 2 обратил внимание на то, что поскольку система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, судам в порядке подготовки дела к судебному разбирательству необходимо истребовать и приобщать к материалам дела тексты конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия законодательных (представительных), высших исполнительных органов государственной власти, должностных лиц и иных органов государственной власти, а также порядок принятия ими ненормативных правовых актов или осуществления действий, если таковой установлен. При подготовке к судебному разбирательству дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления в каждом случае надлежит истребовать и приобщать к материалам дела текст устава данного муниципального образования, поскольку в нем определена структура органов местного самоуправления, порядок их формирования и полномочия, а в необходимых случаях также тексты конституций (уставов) и законов субъектов РФ, которыми определяются отдельные полномочия представительных органов муниципальных образований;
- доказательства нарушения оспариваемым действием прав и (или) свобод гражданина, организации.