Прокурор, помощник прокурора и следователи прокуратуры, их основные функции
В вышестоящих прокуратурах (кроме районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии в составе руководителя соответствующей прокуратуры (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначенных руководителем данной прокуратуры. Коллегии, создаваемые в прокуратурах, являются совещательными органами. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и иные акты. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Следователь уполномочен в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Дознание.
1.С 2013 года дознание сокращенной формы до 15 дней.
2.Права участников уголовного судопроизводство.
1.Новая форма предварительного расследования - сокращенное дознание.
До марта прошлого года Уголовно-процессуальным законодательством было предусмотрено две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Федеральным законом от 4 марта 2013 года №23-ФЗ введено дознание в сокращенной форме как новый вид досудебного расследования.
Необходимость в этом вызвана тем обстоятельством, что расследование уголовных дел в форме дознание не отвечает требованиям оперативности. Изначально с целью оптимизации порядка доступа к правосудию в разумные сроки при расследовании уголовных дел по указанной форме была исключена стадия предъявления обвинения, что в какой-то мере объективно сокращает срок досудебного производства. Однако по перечню разрешенных процессуальных средств по собиранию доказательств дознание практически ничем не отличается от предварительного следствия. Причем после возбуждения уголовного дела дознаватель вынужден дублировать многие процессуальные действия.
Например, перед возбуждением уголовного дела по факту причинением вреда здоровью в обязательном порядке проводится судебно-медицинское освидетельствование для определения тяжести вреда здоровью. Допустим эксперт делает вывод, что причинен средней тяжести вред здоровью, т.е. преступление, предусмотренное статьей 112 УК РФ. После возбуждения уголовного дела дознаватель вновь должен поставить вопрос эксперту о тяжести причиненного преступлением вреда здоровью и с этой целью назначает уже судебно-медицинскую экспертизу. Или другой пример. До возбуждения уголовного дела дознаватель оформляет объяснение с лица, который является свидетелем по преступлению. После возбуждения этот свидетель должен быть допрошен по тем же обстоятельствам.
Все это зачастую приводит к тому, что дела в форме дознания, осуществляемого в общем порядке, часто расследуются с продлением сроков. (при этом, первоначальный срок составляет 30 суток с возможностью продления до 6 месяцев).
Необходимо отметить, что довольно значительная часть уголовных дел, расследуемых в форме дознания,- это уголовные дела, которые не представляют особой правовой и фактической сложности. В целях совершенствования правоохранительной деятельности, обеспечивающей адекватное реагирование на преступления разных категорий, создания оптимальных условий для скорейшего расследования преступлений и передачи дела в суд и в то же время для сохранения гарантий прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых и других участников уголовного судопроизводства введено в УПК РФ сокращенное дознание. Первоначальный срок по данной форме расследования составляет 15 суток с возможностью продления в исключительных случаях до 20 суток.
Законом предусмотрено, что дознание в сокращенной форме может применяться только при наличии одновременно следующих условий:
-уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по преступлению компетенции дознания;
-подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного вреда;
-подозреваемый заявил ходатайство о применении данной процедуры и отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме (несовершеннолетие подозреваемого, потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме и ряд других, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 226.2 УПК РФ).
При этом в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора обвиняемый, потерпевший могут заявить ходатайство о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства дознания в общем порядке.
Важно то обстоятельство, что судебное производство по делам, производство по которым велось в порядке сокращенного дознания, будет осуществляться в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. В случае постановления обвинительного приговора наказание подсудимому не может превышать одной второй максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Например, за совершение угона без отягчающих обстоятельств максимально предусмотрено лишение свободы до пяти лет. При сокращенной форме дознания срок сократится до 2,5 лет.
С момента вступления в действие закона о сокращенной форме дознания (т.е. с 14 марта текущего года) в нашей области дознавателями направлено в суд 5 таких уголовных дел. Два уголовных дела по кражам, по одному — по сбыту имущества, добытого преступным путем, угрозе убийством и незаконному приобретению, хранению и перевозке оружия. Уголовные дела расследованы дознавателями областного центра, а также отделами «Кировский», «Юхновский» и по Боровскому району. В качестве примера можно привести уголовное дело о сбыте золотой цепочки жителем Кировского района, который зная достоверно, что ювелирное изделие было похищено, сдал его в ломбард с целью получения денежных средств. Или другое преступление. Жительница Барятинского района, держа в руках кухонный нож, угрожала убийством своему сожителю.
Дознание в сокращенной форме направлено на обеспечение быстрого доступа к правосудию, сокращение сроков производства, экономию сил сотрудников подразделений дознания и денежных средств государства.
2.Участники уголовного процесса со стороны обвинение, права и обязанности.
1. Прокурор.
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. В ст.37 УПК определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия (ст.31 Закона о прокуратуре РФ).
Уголовное преследование ? процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК). По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность возбудить уголовное дело или дать согласие на его возбуждение следователю и др.; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия; давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. п.3, 5, 11 ч.2 ст.37 УПК).
Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Например, он вправе отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. п.10, 15 ч.2 ст.37 УПК), передать дело от одного следователя другому, изъять дело у любого органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры (п.8 ч.2 ст.37 УПК).
Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Таковы основные полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования. Однако, будучи участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор должен выполнять свои процессуальные полномочия, вытекающие из Закона о прокуратуре РФ и назначения уголовного судопроизводства (ст.6 УПК). Поэтому прокурор обязан использовать все предоставленные ему процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом интересов общества и государства (ст.11 УПК).
2. Следователь.
Следователь ? должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст.38 УПК).
Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи органов Госнаркоконтроля. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
В соответствии со ст.38 УПК следователь уполномочен возбуждать, с согласия прокурора, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или санкции прокурора.
Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. В соответствии с законом (п.3 ч.2 ст.38 УПК) следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Все доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению. В целях обеспечения его процессуальной самостоятельности и независимости при разрешении важнейших вопросов следствия, существенно затрагивающих права и свободы человека, и дальнейшей судьбы дела закон устанавливает право следователя не согласиться с решениями и указаниями прокурора по этим вопросам. Новый УПК расширил перечень вопросов, по которым следователь вправе не согласиться с решениями и указаниями прокурора и, не выполняя их, обратиться с письменным изложением своих возражений к вышестоящему прокурору.
3. Начальник следственного отдела.
Начальник следственного отдела, а также его заместитель - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (п.18 ст.5 УПК). Начальник следственного отдела осуществляет непосредственное, оперативное руководство следователями, оказывает помощь в их работе и может непосредственно вести следствие по делу.
4. Орган дознания. Дознаватель.
Органы дознания ? это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК).
5. Потерпевший.
Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ).
В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п.1 ч.1 ст.6 УПК).
При разработке нового УПК одной из его задач являлось установление таких правил судопроизводства, которые бы обеспечивали защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.
Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ст.55 (ч.3) и ст.56 (ч.3) Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей.
В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать преграждающие ему право на судебную защиту решения, а также иные процессуальные решения, действия (бездействие) должностных лиц и органов, затрагивающие его интересы (ст.123 УПК).
6. Гражданский истец.
Процессуальное положение гражданского истца, как одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, вытекает из самой возможности совместного рассмотрения уголовного дела и гражданского иска.
Соединение гражданского иска с уголовным делом облегчает установление оснований для удовлетворения (или отказа) в гражданском иске, дает возможность суду в одном судебном разбирательстве решить вопросы уголовного дела и гражданского иска, избавляет потерпевшего и свидетелей от явки в суд сначала по уголовному, а затем гражданскому делу. В уголовном судопроизводстве гражданский иск освобожден от уплаты пошлины. Для защиты своих интересов гражданский истец наделен широкими правами.
7. Частный обвинитель.
8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.