С «14» апреля 2014г. по «27» апреля 2014 г.
Экспертиза.
1.Понятие судебной экспертизы. Виды экспертиз. Их краткая характеристика.
2.Организация судебной экспертизы Российской Федерации.
1.Судебная экспертиза – самостоятельное следственное действие, состоящее в производстве установленной законом формы специальных исследований экспертами и даче ими заключений по вопросам, которые поставили перед ними уполномоченные на то органы и должностные лица.
Предмет экспертизы – специальные познания в различных областях профессиональной деятельности человека.
Объект экспертизы – определенные лица, вещественные доказательства.
Задача экспертизы – получение новых доказательств.
Судебные экспертизы делятся на классы, роды и виды.
Виды судебных экспертиз:
1. по характеру указаний в законе:
а)обязательные;
б) необязательные;
2. по характеру решаемых задач:
а)идентификационные;
б) диагностические;
3. по характеру специальных познаний:
а)криминалистические;
б)судебно-медицинские;
в)судебно-психиатрические;
г)судебно-биологические;
д)судебно-экономические;
е)судебно-психологические;
ж)санитарно-эпидемиологические;
з)судебно-фармакологические;
и)судебно-ветеринарные;
к)судебно-технические;
л)судебно-экологические;
м)судебно-бухгалтерские;
н)судебно-товароведческие;
о)судебно-одорологические;
п)литературоведческие и искусствоведческие;
р)судебно-материаловедческие;
4. по последовательности проведения:
а)первичные;
б) повторные;
5. по объему исследования:
а)основные;
б) дополнительные;
6. по месту проведения:
а)в экспертном учреждении;
б) вне экспертного учреждения;
7. по численности и составу исполнителей:
а)единоличные;
б)комиссионные;
в) комплексные.
2. В России созданы и функционируют государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы. Они независимы от органов следствия, прокуратуры и суда, что обеспечивает широкие процессуальные гарантии обвиняемым. Потребность в такой экспертизе при расследовании правонарушений и в судебном разбирательстве возникает особенно часто при рассмотрении дел по поводу преступлений против личности. Постоянная заинтересованность органов следствия и суда в производстве судебно-медицинской экспертизы привела к необходимости создания и организации в нашей стране учреждений, которые бы специально занимались судебно-медицинской экспертизой.
Эти специальные учреждения находятся в системе Министерства здравоохранения РФ и называются бюро судебно-медицинской экспертизы. Их система построена в соответствии с административным делением Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации судебно-медицинскими учреждениями являются республиканские, краевые, областные (в Москве и Санкт-Петербурге городские) бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении соответствующих министерств, управлений, департаментов, комитетов и отделов здравоохранения.
Их административная подчиненность органам здравоохранения объясняется, во-первых, необходимостью независимости от органов расследования или суда и, во-вторых, органической связью с медицинской наукой и практикой. Они не могут быть подчинены ни суду, ни прокуратуре, ни милиции. Судебно-медицинская экспертиза представляет свое заключение как одно из доказательств в уголовном (гражданском) процессе, и поэтому не может находиться в тех органах, которые собирают доказательства и затем их рассматривают.
Функции Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РФ выполняет Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы. Центр состоит из двух основных структурных подразделений:
· Бюро судебно-медицинской экспертизы (123242, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.3/2);
· Научно-исследовательского института судебной медицины (113035, г. Москва, Пятницкая улица, д.1/2).
Кроме Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы в России имеется 86 территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы, в структуре которых 190 городских и 964 районных и межрайонных отделений судебно-медицинской экспертизы.
К компетенции бюро судебно-медицинской экспертизы относится:
· экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;
· экспертиза трупов при подозрении на применение насилия или при других обстоятельствах, обусловливающих необходимость производства исследования трупа в судебно-медицинском порядке (например, трупы лиц, умерших в лечебных учреждениях при неустановленном диагнозе заболевания, или трупы лиц, умерших скоропостижно, независимо от места смерти, в тех случаях, когда причины смерти врачом лечебного учреждения не установлены и "Врачебное свидетельство о смерти" не выдано, или трупы лиц, личность которых не установлена);
· экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц для определения характера и тяжести причинения вреда здоровью, возраста, половых состояний, трудоспособности и разрешения других вопросов, требующих познании в области судебной медицины;
· экспертиза вещественных доказательств (путем применения лабораторных методов исследования);
· экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
Все возрастающий объем судебно-медицинских исследований выполняет в настоящее время 13 000 человек, в том числе 4400 судебно-медицинских экспертов, 7400 работников среднего и младшего медицинского персонала, 1200 других сотрудников.
Каждый вид экспертизы проводится в соответствии со специальными правилами, например, «Правилами судебно-медицинской экспертизы трупа», «Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью», «Правилами производства судебно-медицинской экспертизы в гистологических отделениях бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами производства судебно-медицинских экспертиз в медико-криминалистических отделениях лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами производства судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и установления родства в судебно-биологических отделениях лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами производства экспертизы вещественных доказательств в судебно-химических отделениях лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел» и т.д. Эти правила утверждены Министерством здравоохранения РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ, Верховным Судом РФ и Министерством внутренних дел РФ, в связи с чем они являются обязательными как для врачей, так и для работников органов следствия и суда на всей территории Российской Федерации.
Все медицинские учреждения и отдельные медицинские работники обязаны оказывать судебно-медицинским экспертам всемерное содействие при производстве экспертизы (проведении клинических анализов и инструментальных исследований, консультаций специалистов, участие в работе комиссионных или комплексных экспертиз).
В бюро судебно-медицинской экспертизы проводится научная разработка конкретных проблем патологии человека и специальных судебно-медицинских вопросов, ведется анализ материалов скоропостижной смерти, транспортных травм, промышленных и бытовых отравлений, осуществляются специализация и усовершенствование судебно-медицинских экспертов и судебных химиков, биохимиков и биологов.
В состав каждого бюро судебно-медицинской экспертизы входят судебно-медицинские эксперты на правах городских, районных и межрайонных экспертов, а также другие специалисты судебно-медицинского профиля: биологи, химики, физики, биохимики и др.
Руководство деятельностью бюро судебно-медицинской экспертизы (республиканского, краевого, областного, городского и т.д.) осуществляет начальник бюро, одновременно являющийся главным специалистом по судебной медицине соответствующего органа здравоохранения.
Организационно в каждом бюро судебно-медицинской экспертизы имеется:
· отдел судебно-медицинской экспертизы живых лиц (судебно-медицинская амбулатория);
· отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологическим отделением (танатологический отдел);
· лаборатория судебно-медицинского исследования вещественных доказательств с отделениями: судебно-биологическим, судебно-химическим, медико-криминалистическим и биохимическим.
Структура бюро судебно-медицинской экспертизы соответствует основным видам объектов судебно-медицинского исследования. Наиболее сложные экспертизы производятся комиссиями экспертов под руководством начальника бюро судебно-медицинской экспертизы или его заместителя по экспертной работе.
В Министерстве обороны России организована своя судебно-медицинская служба. Главный судебно-медицинский эксперт Министерства обороны возглавляет Центральную судебно-медицинскую лабораторию Министерства обороны России и службу судебно-медицинских экспертов в военных округах и флотах.
Подготовку судебных медиков и повышениеих квалификации осуществляют кафедры и институты усовершенствования врачей Министерства здравоохраненияРФ. Головной базой подготовки и сертификации специалистов в области судебной медицины является кафедра судебной медицины Российской медицинской академии последипломного образования врачей.
Повышение квалификации судебно-медицинских экспертов напрямую связано с расширением их кругозора, уровнем не только специальных знаний, но и знаний в пограничных отраслях. Назревает вопрос о более узкой специализации отдельных экспертов в коллективах бюро. Сегодня очень остро стоит вопрос о специализации врачей-биохимиков, генетиков, бактериологов и т.д.
Судебно-медицинская экспертиза в России, помимо прямых задач по обеспечению квалифицированной экспертизой органов правосудия, имеет и другие обязанности, обусловленные необходимостью практического использования органами здравоохранения данных и результатов исследований, производимых экспертами в профилактических и научных целях.
Прокуратура.
1.Требования к лицу прокуратуры.
2. Система органов прокуратуры.
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры
Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.
На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.
Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
· имеет гражданство иностранного государства;
· признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
· лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
· имело или имеет судимость;
· имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
· состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
· отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает прокурорским работникам:
· заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
· быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
· состоять членом управления коммерческой организации;
· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
· использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
· получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
· получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона предусматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность не только с оплачиваемой, но и любой другой безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших учреждения высшего и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытательный срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу.
При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность. Если срок испытания истек, а работник продолжает выполнять возложенные на него служебные обязанности, то он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.
Присяга прокурора (следователя). Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».
После приема на службу в органы прокуратуры прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Оно является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность.
Служебные удостоверения прокуроров и следователей подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам и следователям.
По приему на службу в органы прокуратуры на сотрудника заводится личное дело прокурорского работника. Оно содержит сведения об указанном сотруднике, прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности прокурорского работника. Последний имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, и приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме.
Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.
При участии прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.
Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности. Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности:
а) в Генеральной прокуратуре РФ – начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ;
б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
в) заместителей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
г) прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров;
д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.
Прокурор субъекта РФ и приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:
а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;
б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.
Прокуроры районов, а также приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.
Система органов прокуратуры