Орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель по отношению к дознанию

Дознание, являясь значительным направлением деятельности органа дознания, в тоже время урегулировано в УПК как одно из полномочий этого участника уголовного судопроизводства. В п. 24 ст. 5 УПК установлено, что орган дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Следует отметить, что орган дознания – это уголовно-процессуальное понятие, под которым следует понимать участника уголовного судопроизводства, процессуальное положение которого урегулировано ст. 40 УПК, среди других участников данного вида деятельности со стороны обвинения, наряду с прокурором, следователем, руководителем следственного органа, потерпевшим, частным обвинителем, гражданским истцом, представителем потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца. Однако в п. 47 этой статьи орган дознания не перечислен в перечне участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, что вряд ли можно признать обоснованным.[11]

Как уже отмечалось государственные органы, относящиеся УПК к органам дознания, изначально предназначены для выполнения других государственных функций и выполнение процессуальных функций по уголовному делу для них является не основным направлением деятельности. В составе большинства из них созданы и функционируют специализированные подразделения, которые занимаются осуществлением только дознания. Например, самые известные такие подразделения функционируют в системе органов внутренних дел (далее – ОВД или МВД). Вместе с тем во внутренних войсках МВД такие подразделения не имеются, так как они называются иными подразделениями МВД РФ и в связи с этим на основе ст. 157 УПК наделены полномочиями только по осуществлению неотложных следственных действий[12].

Органы дознания перечислены в ч. 1 ст. 40 УПК. Так к органам дознания можно отнести государственные органы, наделенные согласно УПК полномочиями по осуществлению дознания и других процессуальных полномочий: ОВД РФ, органы федеральной службы безопасности (далее – ФСБ) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – ФСКН), таможенные органы РФ, федеральная службы исполнения наказания (далее ФСИН), органы Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП), органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (далее – органы ГПНФПС).[13] Кроме того согласно п. 24 ст. 5 и п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК к органу дознания относятся не только государственные органы, но также должностные лица и в качестве таковых признаются начальники органов военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации (далее органов ВП ВС РФ), командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

В «Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба»[14] в 2008 году Генеральной Прокуратурой РФ предпринято толкованием норм УПК, согласно которому внутренние войска МВД как другие войска как органа дознания наделены полномочием по производству неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Помимо этого в УПК указаны ряд должностных лиц, которые не признаются органом дознания, но при определенных условиях и в особых ситуациях могут принять решение о возбуждении уголовного дела и организовать производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157. В качестве таковых в ч. 3 ст. 40 определены капитаны морских и речных судом, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, главы дипломатических представительств и консульских организаций РФ.

Определение в УПК такого широкого перечня органов дознания, являющихся различными ведомствами и организациями, обусловлен спецификой ряда составов преступлений, которые оперативно могут быть начаты в своем расследовании теми органами, которые занимаются видами деятельности, которые явились составляющими объекта преступления. Указанные органы могут быстрее нарабатывать опыт расследования отдельных видов преступлений. Однако данное обстоятельство критикуется некоторыми специалистами[15], подтверждающими свои мнения невысоким качеством дознания этих неспециализированных органов дознания.

Так дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности (далее – ФСБ) оперативнее приступят к расследованию преступления, предусмотренного ст. 253 о нарушении законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ в силу их дислокации, оснащенности техникой и владения знаниями о специфике указанных отношений. При этом создание специализированного подразделения в системе ОВД будет для расследования этого преступления более финансово затратным для нашего государства. И данное обстоятельство касается также других составов преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

Тем самым урегулирование в тексте УПК обширного перечня органов дознания и наделение их процессуальными полномочиями в уголовном судопроизводстве имеет под собой объективные предпосылки.

Полномочия органа дознания как участника уголовного судопроизводства в законодательстве представлены в виде отдельных трех направлений деятельности. Так согласно ч. 2 ст. 40 УПК орган дознания наделяется следующими полномочиями в уголовного судопроизводстве:

1) по производству дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) по производству неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

3) по осуществлению иных полномочий, предусмотренных УПК.

Отметим, что не все органы дознания, перечень которых приведен в УПК, в равной мере наделены всеми полномочиями органа дознания. Среди них имеются органы дознания, которые вправе осуществлять оба первых направления деятельности: и дознание и неотложные следственные действия. Таковыми, например, являются ОВД, ФСКН, ФСБ. Другие органы дознания вправе осуществлять по уголовным делам только дознание, но неотложные следственные действия производить не вправе. Это, например, такие органы дознания, как органы Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП), органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы. Третьи как органы дознания вправе производить только неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Среди них отметим федеральную службу исполнения наказания, начальников органов военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и приравненных к ним внутренних войск МВД России.

Особое место занимают следователи Следственного комитета РФ (далее – СК РФ), которые не являются органом дознания, но обязаны осуществлять дознание по уголовным дела, по которым производство предварительного следствия необязательно, если преступление совершено одним из лиц, указанных в подпунктах «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, например, если неквалифицированный вид кражи совершен сотрудников МВД РФ.

Производство дознания, несомненно, доминируют в полномочиях органа дознания. Перечень органов дознания, наделенных полномочиями по осуществлению дознания перечислен в ч. 3 ст. 151 УПК и к ним относятся: ОВД, пограничные органы ФСБ, органы ФССП, органы ГПНФПС, органы ФСКН, таможенные органы РФ. Также нами отмечалось, что в определенных УПК случаях дознание также проводят следователи СК РФ. Еще раз отметим, что производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в настоящее время по УПК РФ формой дознания не является, что также подтверждается ч. 1.1 ст. 150 УПК.

Применительно к дознанию, как к основному полномочию органа дознания, в УПК упоминаются трое различных должностных лиц: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель.

Начальник органа дознания и его заместитель в том числе (п. 17 ст. 5 УПК) как должностное лицо органа дознания вправе возложить полномочия на проведение дознания или неотложных следственных действий на сотрудника органа дознания, вправе сам производить неотложные следственные действия, дает согласие на ходатайство дознавателя на получение судебного решения, а также утверждает обвинительный акт дознавателя.

Начальник подразделения дознания, а также его заместитель является должностным лицом органа дознания и возглавляет специализированное подразделение по расследованию преступлений в форме дознания (п. 17.1 ст. 5 УПК). Его полномочия урегулированы ст. 40.1 УПК, согласно которым он не только руководит дознавателями во вверенном ему подразделении, т.е. поручает им, проверяет у них уголовные дела, но также наделен процессуальными полномочиями.

Дознаватель (п. 7 ст. 5 УПК), являясь должностным лицом органа дознания, проводит по уголовному делу предварительное расследование в форме дознания, а также исполняет иные полномочия, предоставленные УПК РФ.

Следует отметить, что основные роли при производстве дознания осуществляют начальник подразделения дознания и дознаватель, что подтверждается также урегулированием их процессуального положения и полномочий в отдельных статьях (соответственно 40.1 и 41 УПК). При этом полномочия начальника органа в УПК не урегулированы за исключением упоминания того, что начальник орган дознания вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя (ч. 3 ст. 144 УПК), а также он утверждает итоговый процессуальный документ дознавателя в зависимости от формы дознания: обвинительный акт (ч. 4 ст.225 УПК) либо обвинительное постановление (ч. 2 ст.226.7 УПК).

Начальник подразделения дознания известен уже давно для дознания ОВД. Однако отдельная статья с его полномочиями была введена в УПК впервые только в 2007 году. Дознаватель осуществляет производство по уголовному делу, т.е. непосредственно занимается дознанием. Начальник подразделения дознания также вправе проводить дознание, обладая при этом полномочиями дознавателя (ч. 2 ст. 40.1 УПК). Он также обладает рядом полномочий процессуального характера по отношению к дознавателю, которые урегулированы ч. 1 ст.40.1 УПК РФ.

Таким образом, понятия орган дознания и дознание как форма предварительного расследования неразрывно связаны, так как дознание является основным полномочием органа дознания в уголовном судопроизводства, полномочием производства которого наделены ОВД, пограничные органы ФСБ, органы ФССП, органы ГПНФПС, органы ФСКН, таможенные органы РФ. Вместе с тем непосредственным исполнителем полномочий по осуществлению дознания является дознаватель – должностное лицо органа дознания. Начальник подразделения дознания осуществляет ряд процессуальных полномочий, в том числе вправе проводить дознание по уголовному делу. Начальник подразделения дознания утверждает итоговые процессуальные документы дознавателя по окончании дознания, а также продлевает срок проверки сообщения о преступления до 10 суток.


Наши рекомендации