Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу.

1.

Гражданский процессуальный закон предусматривает две формы защиты прав и других интересов: возбуждение дела и дачу заключения по делу. При этом нужно обратить внимание на то, что вторую форму могут реализовывать только государственные органы и органы мест­ного самоуправления (ст. 47 ГПК РФ).

Особенностью первой формы является то, что в случаях, предусмот­ренных законом, дело возбуждается по просьбе заинтересованных лиц, кроме случаев возбуждения дела в защиту интересов недееспособных лиц и неопределенного круга граждан. При этом они пользуются пра­вами истца, за исключением права распоряжаться предметом иска.

К особенности второй формы относится то, что в случаях, предусмот­ренных в законе, государственные органы и органы местного самоуправления могут вступать в дело до вынесения судебного решения по соб­ственной инициативе, инициативе суда или лиц, участвующих в деле, в целях осуществления ими своих функциональных обязанностей.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе возбуждать гражданские дела только в случаях, предусмотренных законом. При этом указанное право может быть реализовано при наличии двух предпосылок: существования у лица, в интересах которого возбуждается дело, права на обращение в суд и соблюдения порядка обращения в суд. Закон предусматривает возможность защиты прав, свобод и законных интересов других лиц путем возбуждения гражданского дела органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями или гражданами. Заявления могут быть поданы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В то же время предусмотрено, что заявление в защиту интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее вре­мя круг различных органов и организаций, возбуждающих дела в защиту прав других лиц, значительно расширился. В частности, За­кон РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» предоставил право предприятиям и гражданам предъявлять иски о прекращении экологически вредной деятельности, причиняю­щей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и ок­ружающей природной среде. Закон РФ «О защите прав потребите­лей» установил, что органы по защите прав потребителей при местной администрации предъявляют иски в целях защиты опреде­ленного потребителя (группы потребителей) или в интересах неопре­деленного круга потребителей. Также к числу органов, имеющих право обращаться в суд, в защиту других лиц закон относит, в частности. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью работ, услуг, товаров.

При этом указанные органы и лица обращаются в суд от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в силу возложенных на них законом полномочий.

Право на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга потребителей предоставлено органам местного самоуправления, а также общественным объединениям потребителей (их ассоциациям и союзам).

Правом на предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде наделены граждане и организации. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и их должностные лица вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, организаций, а также общественных объединений.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться в суд с заявлениями в защиту их трудовых прав.

СК РФ предусматривает возможность обращения в суд в защиту прав других лиц органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.).

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями закона РФ «О рекламе» и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

Закон о защите прав потребителей дает право предъявлять в суды иски в интересах неопределенного круга потребителей федеральному антимонопольному органу, федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям потребителей.

Лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами, кроме права на заключение мирового соглашения, и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности по уплате судебных расходов.

В случае отказа органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан поддерживать заявленный иск, рассмотрение дела продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

2.

Цель участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу заключается в осуществлении возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

При вступлении в дело государственных органов и органов местного самоуправления представление заключения - не только право указанных органов, но и их обязанность. Заключение представляется в суд в письменном виде, является письменным доказательством по делу и подлежит письменной оценке в совокупности с другими собранными по делу доказательствами по всем правилам оценки доказательств. В частности, суд обязан убедиться в том, что документ исходит от органа, уполномоченного законом представить такой документ, подписан лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержит все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательства.

Государственные органы и органы местного самоуправления вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, до принятия решения судом первой инстанции. Так, в соответствии с законом о защите прав потребителей, федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Обязательное участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления предусмотрено непосредственно как самим ГПК, так и другими законами. Так, с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства рассматривается заявление об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст.484 ГПК РФ), об усыновлении (ст.273 ГПК РФ) и др.

Нормы семейного кодекса обязывают органы опеки и попечительства присутствовать при рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, а также по спорам, связанным с воспитанием детей. Кроме того, указанный орган обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существе спора.

Закон предоставляет суду право по своей инициативе привлекать к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления. Указанные органы могут быть привлечены судом к участию в деле в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, в силу Закона о защите прав потребителей федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Необходимо обратить внимание на то, что в отдельных случаях го­сударственные органы могут быть ответчиками в процессуальном смысле. Так, согласно Семейному кодексу РФ, требование об отмене усыновления, иски о восстановлении в родительских правах и отобра­нии ребенка предъявляются к органу опеки и попечительства.

В тоже время нужно уяснить, что в предусмотренных законом случаях только органы государственного управления могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить в процесс по собственной ини­циативе для дачи заключения в целях осуществления возложенных на них обязанностей и для защиты прав граждан и интересов государства.

Чаще всего привлекаются к даче заключения следующие органы го­сударственного управления:

• органы социального обеспечения по делам особого производства, возбуждаемым в связи с назначением пенсий;

• жилищно-коммунальные органы по делам, связанным с владени­ем помещений на праве личной собственности;

• органы опеки и попечительства по делам, касающимся прав и ин­тересов детей и других недееспособных лиц.

Нужно обратить внимание на то, что дача заключения органами государственного управления сближает их с прокурором. Однако в участии этих органов при даче заключения имеются серьез­ные отличия. Так, прокурор может участвовать в любом гражданском деле, а органы государственного управления — только по определен­ным делам, установленным законом. Прокурор дает правовое заключение, как по отдельным вопросам, так и по делу в целом, а органы го­сударственного управления — лишь по вопросам, связанным с их компетенцией.

Лекция 8

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ

План

Наши рекомендации