Правовые системы современности

В отечественной юриспруденции вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Правоведы отметили, что к этому времени в юридической науке сложилась ситуация, когда аналитические разработки в праве перешагнули через на­личные теории и накопленный теоретический материал в них уже не укла­дывается. Другими словами, возникла насущная потребность в синтезе пра­вовой мысли, в объединении накопленных знаний и создании целостной, системной картины правового регулирования.

Научное решение отмеченной проблемы возможно лишь на основе об­щей теории систем, которая в методологическом плане имеет название сис­темного подхода. Понятие «правовая система» должно быть результатом сис­темного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту, результатом проекции на правовую действительность системных категорий, прежде всего понятия «система». В итоге такого подхода должны быть отсе­чены ненужные, лишние компоненты и отношения правовой реальности и сформированы необходимые новые, отвечающие системной природе нового образования. Критерием отбора элементов в правовую систему является ее непосредственная цель — правовое регулирование поведения.

Понятие «правовая система» относится к разряду предельно широких юридических понятий (категорий), таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность (реальность)» и др. И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» пред­назначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного пра­ва, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные свя­зи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объек­тивное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.

Особая роль объективного права в правовой системе состоит в том, что все остальные элементы правовой системы «вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним.

Элементами правовой системы является все то, что необходимо для процесса правового регулирования. Однако иногда круг элементов право­вой системы авторы необоснованно расширяют. Так, проф. Бабаев полагает, что в правовую систему входит «все, что имеет правовую (юридическую) окраску». Однако юридическую окраску (то есть отношение к праву) имеют и правонарушения, однако это не означает, что правонарушаемость (в том числе и преступность) нужно относить к элементам правовой системы. Не все, что находится внутри объекта, является его элементом. Элемент — это необходимая, функциональная единица системы. А необходимая и доста­точная совокупность элементов системы называется ее составом.

Надо заметить, что нет оснований относить к элементам правовой сис­темы правовые понятия и юридическую науку в целом. Правовая система для науки выступает как объект отражения, а значит, находится за ее пределами.

Перечислить все без исключения элементы правовой системы доста­точно сложно, да в этом и нет особой необходимости. Здесь важен сам принцип отбора явлений в правовую систему. В нее должно войти все из мира правовых явлений, что необходимо для нормального процесса право­вого регулирования. Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для пра­вового регулирования поведения. К ним относятся нормы права, правоот­ношения, юридические факты, правовые акты (нормативные и индивиду­альные), законность, правосознание, правовая культура, правосубъектность, меры правового принуждения и др.

Наряду с составом (совокупностью необходимых и достаточных эле­ментов) другой стороной правовой системы является ее структура — целесо­образные связи между элементами, которые проявляют себя через взаимо­действие элементов.

Задолго до разработки в отечественной юриспруденции системной картины правового регулирования на основе системного подхода понятие «правовая система» использовалось в компаративистике (науке сравнитель­ного права) для исследования общего и особенного в правовых регуляторах отдельных государств. При этом для сравнения избирались определенные стороны (параметры) национальных правовых систем — источники права, особенности построения объективного права (структура права), правовая идеология и юридическая практика. В этой связи некоторые наши правове­ды при разработке отечественной теории правовой системы свели к назван­ным явлениям весь набор элементов (состав) правовой системы, что, разу­меется, неверно. Здесь произошло смешение хотя и связанных, но, тем не менее, различных проблематик. Проблема сравнения национальных право­вых систем и проблема создания теории системы правового регулирования (правовой системы) — это все-таки разные проблемы.

Таким образом, правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствую­щей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

право (законодательство);

юридическая практика;

господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. При этом, под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых го­сударством, а под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее звено. Правовая система отражает комплексную оценку юридической сфе­ры жизни конкретного общества.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных систем права. Национальные, то есть индивидуальные системы права каж­дого государства, объединяются в правовые семьи:

общего права (англо-саксонскую или англо-американскую);

романо-германскую (континентальную);

религиозно-традиционную (обычно-традиционную), в которую вхо­дят мусульманская, индусская, иудейское, обычное право, иногда выделяет­ся славянская правовая семья и др..

В рамках той или иной правовой семьи возможно выделение групп пра­вовых систем. Например, внутри романо-германской правовой семьи выде­ляют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швей­цария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое или церковно-католическое право) и группу германского права (ФРГ, Авст­рия, Венгрия, скандинавские страны и др.). Внутри англо-саксонской право­вой семьи различают английскую правовую систему, правовую систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.

1) к англо-саксонской правовой семье (системе) относят национально-
правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и
др. Признаки системы:

основной источник права — судебный прецедент (судебное решение
по конкретному делу, распространяющиеся на аналогичные дела);

они носят казуистический (индивидуальный) характер;

в формировании права участвуют суды;

определяющее значение имеет процессуальное право, которое час­
то определяет материальное право;

отсутствуют кодифицированные отрасли права;

отсутствует деление права на публичное и частное;

статутное право (законы) и юридические обычаи выступают в ка­честве вспомогательных и дополнительных источников;

юридическая доктрина носит прикладной характер.

2) к романо-германской правовой семье (системе) относятся системы права Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Россия и др.

Признаки правовой системы:

единая иерархическая система источников, главный из которых —
нормативно-правовой акт (Законодательство);

законодатель — основной субъект, все остальные субъекты (напри­
мер, правоприменители — судьи, административные органы и т.п.)
призваны лишь точно реализовать общие нормы;

писаная конституция, обладающая высшей юридичебской силой;

высокий уровень нормативных обобщений (в кодексах);

важное значение имеют подзаконные нормативные акты;

деление системы права на отрасли и на публичное и частное.

3) религиозно-традиционная делится на:

а) семья религиозного права (мусульманские страны — Иран, Ирак, Па­кистан, Судан и др., индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.). Признаки системы:

главный творец права — Бог;

источник права — религиозно-нравственные нормы и ценности, со­
держащиеся религиозных источниках (Коран, Сунна, Иджма, Ве­ды, Шастры, Законы Ману и т.д.);

отсутствует деление права на частное и публичное;

особое значение имеет юридические доктрины как источники права;

нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

судебная практика не является источником права;

система норм представляет тесное переплетение юридических по­ложений с религиозными, философскими, моральными нормами и
обычаями;

основана на системе обязанностей субъектов.

б) семья традиционного права (правовые системы Мадагаскара,
стран Африки и Дальнего Востока и др.). Признаки системы:

система источников — доминирующее положение занимают обы­чаи, традиции;

они представляют собой синтез юридических, моральных, мифи­ческих предписаний;

обычаи и традиции регулируют отношения групп, сообществ, а не
отдельных индивидов;

нормативные акты имеют вторичное значение;

судебная практика не является основным источником права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, согласия в
общине, обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не имеет существенной роли.

Наши рекомендации