Систематизация нормативно-правовых актов

Систематизация - это деятельность, направленная на приведение за­конодательства в определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения уста­ревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфлик­тов, ликвидации пробелов.

В науке ТГП этот вопрос принципиальных разногласий не носит, вни­мание акцентируется на формах (видах) систематизации. Традиционно вы­деляют две основные формы систематизации:

1) инкорпорация; 2) кодификация.

Инкорпорация — это наиболее простая систематизация законодательства, которая не требует коренной переработки нормативных актов (нормативное акты, сводимые в сборник, подвергаются только внешней обработке), а пред­полагает объединение (сведение) этих актов по определенным внешним при­знакам в соответствующие сборники. Никаких дополнений или изменений содержащихся в нормативных актах правовых норм не допускается, т.е., само содержание нормативных актов остается неприкосновенным, каждый из ак­тов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

В зависимости от признаков (принципов, критериев) инкорпорация подразделяется на хронологическую (по времени их принятия), системати­ческую (предметную), тематическую (по определенной тематике) и др.

При осуществлении хронологической инкорпорации за основу берется хронологический признак время издания нормативных актов (например, в 70-х годах — Сборник законов СССР). При осуществлении систематической (предметной) инкорпорации за основу берется предмет правового регулиро­вания, т.е., те отношения, которые регулируются соответствующими норма­тивными актами (например. Сборник гражданского законодательства. Сборник законодательных актов о труде) и т.д.

Существует также классификация инкорпорации по субъектам, кото­рая предполагает два вида: официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется специально уполномочен­ными на это лицами, государственными органами (например, Правительст­вом РФ), а неофициальная осуществляется любыми специально неуполно­моченными на это лицами (так, довольно часто этим занимаются ученые-юристы, бизнесмены, создающие электронные программы и т.д.). На не­официальные инкорпорацию нельзя ссылаться, например, в процессе рас­смотрения юридических дел в суде.

Кодификация — это более сложная форма систематизации законода­тельства, ибо она сопряжена с правотворческой деятельностью. При этом нормативные акты объединяются в единый, логически цельный акт с изме­нением их содержания. Результатом кодификации всегда является принятие нового кодифицированного нормативно-правового акта (например, основы законодательства, устав, кодекс и т.д.). Поэтому можно выделить следую­щие признаки кодификации: 1) ею имеют право заниматься только специ­альные органы; 2) в итоге появляется новый нормативный акт — например, кодекс; 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере; 4) может быть только официальной; 5) при этом могут вносится изменения и дополнения.

Существуют различные виды кодификации: 1) всеобщая; 2) межотрас­левая; 3) отраслевая; 4) внутриотраслевая.

Всеобщая кодификация предполагает кодификацию всего действующе­го законодательства, всей системы права. На практике это сделать доста­точно сложно и, следовательно, можно сказать, что всеобщая кодификация носит больше теоретический характер, чем практический.

Межотраслевая кодификация связана с кодификацией норм различ­ных отраслей права (с созданием кодифицированных актов на стыке двух или нескольких отраслей права), примером межотраслевой кодификации следует считать Устав связи.

Отраслевая кодификация является наиболее распространенным видом. Примером отраслевой кодификации является Уголовный кодекс РФ, Граж­данский кодекс РФ и т.д.

Внутриотраслевая кодификация связана с кодификацией отдельных норм права внутри отрасли права (предполагает создание нескольких коди­фицированных актов в рамках одной отрасли права), например, в рамках гражданского права — Жилищный кодекс РФ, в рамках экологического пра­ва — Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ (в прошлом Основы земель­ного законодательства СССР, Основы водного законодательства СССР).

Учет законодательства

В науке ТТЛ наряду со всеми вышеперечисленными формами система­тизации законодательства также выделяют и такую форму как учёт законо­дательства. Он необходим для целей правотворчества, систематизации нормативных актов. Чтобы подготовить новый законопроект, надо знать состояние действующего законодательства по отдельным вопросам, для подготовки перечня актов, подлежащих отмене в связи с принятием новых актов. Также он необходим для успешного применения права, поскольку нужно знать, что применять.

Существуют три вида учета нормативных актов: 1) журнальный; 2) картотечный и 3) электронный.

Журнальный учет — наиболее простой вид учета и состоит в том, что в учреждении ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом, предметно-системном и др. порядке. Каждому акту присваивается особый номер, в порядке этих номеров хра­нятся и сами нормативные акты.

При картотечном учете на каждый нормативный акт заводится от­дельная карточка, в которой фиксируются все реквизиты, составляющие титул акта - наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дата принятия, полное название акта, отражающее его содержание, источник в котором он опубликован. Также в ней могут быть отметки об отмене, изме­нении, дополнении акта, об издании других актов, изданных в его развитие, дополнение и т.д.

Наиболее эффективным и современным является электронный вид учета нормативных актов как быстродействующий, содержащий большой объем правовой информации.

Лекция 12 ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

12.1 Понятие и способы толкования

12.2 Виды толкования нормативно-правовых актов

12.3 Акты толкования права

Наши рекомендации