Механизм правового регулирования и его эффективность
Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения.
Механизм правового регулирования (МНР) — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования «привязаны» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Однако по своему содержанию и смыслу понятие МНР шире и объемнее, чем понятие стадии правового регулирования. Можно выделить следующие элементы МНР:
Правотворчество. Это нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому еще относится все, что обслуживает нормы права:
систематизация законодательства, законодательная технику, нормативное
толкование.
Правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью
которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в
субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных
отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения): нормативное (нормы права) и фактическое (юридические факты).
Применение права. Занимает особое место в механизме правового
регулирования, потому что, с одной стороны он факультативный, т.е. не
всегда участвует в МНР, а с другой — это государственно-властное вмешательство в МНР. И именно в силу этого дает ему энергию, подталкивают к
движению.
Законность — соблюдение всеми субъектами права (индивиды, организации, государство) законов и подзаконных актов и как результатом действия МНР. Характеризуется с содержательной стороны наличием правовых, справедливых, научно обоснованных законов и с формальной стороны
— их выполнением, ибо только наличия самых совершенных законов будет
недостаточно.
Правопорядок — система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, как состояние урегулированности социальных связей. Характеризуется как итог законности и эффективности МПР.
Нормы права издаются постольку, поскольку возможны разные варианты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого образа поведения.
Цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в обществе складывались отношения, ситуации, запрограммированные в нормах права, чтобы в результате действия норм социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу. В итоге возникали бы определенные социально полезные результаты в самых различных сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т.п.
Эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Можно различать цели непосредственные (поведенческие) и цели опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой (у некоторых авторов — юридической) эффективностью. Опосредствованные же цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической. Например, если в случае повышения уровня дисциплины водителей или рабочих снизилось количество нарушений правил дорожного движения или технологических правил, можно говорить о поведенческой эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дорогах или повысилось качество продукции, можно говорить о фактической, финальной (конечной) эффективности действия соответствующих норм.
Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспективными. Например, ближайшей целью законов и иных нормативных актов, связанных с приватизацией, являлся разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т.д.). Перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики.
Лекция 6 ПРАВОТВОРЧЕСТВО
6.1 Понятие и принципы правотворчества
6.2 Формы (виды) правотворчества
6.3Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов
6.4Подзаконные нормативные акты