Рассмотрение сообщений о преступлениях
Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК).
Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего — в дежурной части отделения ОВД. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о преступлениях или журнале учета иной информации о правонарушениях в ОВД). При этом сообщения непосредственно от заявителя регистрируются в книге учета преступлений, а иная информация — в книге учета информации.
При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован прокурору или в суд.
Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий — собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.
Средствами проверки являются непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (истребование объяснений, справок, назначение ревизий и документальных проверок, справок от специалистов). Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.
По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но еще до получения согласия прокурора допускается назначение экспертизы и производство освидетельствования.
Срок проверки сообщений о преступлениях составляет 3 суток со дня приема сообщения о преступлении. Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя прокурором или вышестоящим для них начальником следственного отдела или органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.
Проверка сообщений о преступлениях завершается вынесением постановления:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче сообщения по подследственности или подсудности.
О любом из трех принятых решений ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Решение о возбуждении уголовного дела по факту не подлежит обжалованию в суд.
4. Понятие и система общих условий предварительного следствия и дознания
Предварительное расследование — вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовно-, го дела или уголовного преследования.
В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).
Целями предварительного расследования являются:
• раскрытие преступления;
• изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
• формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
• обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
• гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:
• поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
• обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
• применение при необходимости мер процессуального принуждения;
• передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.
Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:
• обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие - ст. 215-222 УПК);
• обвинительным актом (если по делу производилось дознание — ст. 225-226 УПК);
• постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый — ст. 439 УПК).
Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования)
Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:
1) общего расследования, которое ведется в отношении общего — неопределенного круга лиц. В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) суммарного расследования, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.
3) специального расследования, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.
Согласно УПК, существует и четвертый этап досудебной подготовки — деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.
Форма предварительного расследования — это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основные формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины, и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание, и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещевтв. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.
Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК).
Условиями для производства дознания являются: а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести — ч. 3 ст. 150 УПК), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии подозрения против конкретного лица — ч. 1 ст. 223 УПК).
Упрощение формы расследования при производстве дознания выражено:
• в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи);
• в сокращении сроков (20 суток с возможным продлением до 30 суток);
• в отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).
Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК).
Производство неотложных следственных действий органом дознания — это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его прокурору для передачи следователю.
Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств; б) сокрытие лиц, совершивших преступление; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Содержание данного начального этапа расследования составляют: возбуждение уголовного дела; неотложные следственные действия (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.); неотложные меры процессуального принуждения (задержание, избрание меры пресечения, арест имущества), административные и оперативно-розыскные действия (доставление, проверочная закупка).
Общие условия предварительного расследования — это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжение всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание. Общие условия подчинены принципам уголовного процесса и являются их проявлениями в конкретной стадии.
Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется “Общие условия: предварительного расследования” и содержит 13 статей — 13 видов общих условий).
С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования связанные с:
1) выбором надлежащего субъекта расследования и его процессу льным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования);
2) обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования (соединение и выделение дел, начало, срок и окончание расследования, тайна расследования, общие правила производства следственных действий, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, восстановление утраченных уголовных дел);
3) обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).
Предварительное расследование и его общие условия
Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223 УПК)1 и для предварительного следствия (ст. 162 УПК). Срок предварительного следствия составляет 2 месяца со дня возбуждения дела и до дня направления его прокурору либо прекращения дела. Этот срок может быть продлен в три этапа: а) до 6 месяцев прокурором районного уровня; б) до 12 месяцев прокурором уровня субъекта федерации; в) до истечения сроков давности Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении уголовного дела на дополнительное следствие прокурором (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК), а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела надзирающий прокурор устанавливает срок дополнительного следствия в пределах 1 месяца.
Недопустимость разглашения данных предварительного расследования обеспечивается следующими процессуальными мерами:
• отобранием органом предварительного расследования подписки в этом у лиц, участвующих в процессе (ст. 161 УПК);
• засекречиванием данных о личности свидетеля, потерпевшего (ч. 9 ст. 166);
• по неразглашению частных данных, предпринимаемыми при обыске (ч. 7 ст. 182 УПК);
• по неразглашению данных государственной тайны, содержащихся в материалах дела (ч. 2 ст. 217 УПК).
Для неразглашения данных расследования используются и непроцессуальные меры (режим хранения уголовных дел; оформление допуска для лиц, ведущих расследование; оперативно-розыскные мероприятия). Тайна предварительного расследования неабсолютна. Пределы гласности определяет орган расследования.
Участие понятых (в количестве не менее 2) обеспечивает удостоверение факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Участие понятых обязательно при следственном осмотре, следственном эксперименте; обыске; выемке; осмотре и выемке задержанных почтово-телеграфных отправлений; осмотре фонограммы контроля и записи переговоров; предъявлении для опознания; проверке показаний на месте; наложении ареста на имущество. В труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также если производство следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей, следственные действия можно производить без участия понятых.
Обязательность ведения протоколов обеспечивает объективность расследования. Протокол — это письменный процессуальный документ, фиксирующий ход и результаты следственного действия (ст. 166). Протокол составляется следователем или дознавателем в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания так, чтобы охватить все юридически значимые моменты следственного действия. Форма протоколов предусматривается соответствующими бланками, установленными приложениями к УПК и инструкциями Генеральной прокуратуры РФ. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, подписывается ими и следователем или дознавателем.
Наряду с протоколом при производстве следственного действия самим органом предварительного расследования либо привлеченным им специалистом могут применяться также технические средства и способы обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и вещественных доказательств, а также хода и результатов следственного действия: фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись.
Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направлено на предупреждение преступлений и является обязанностью следователя и дознавателя (ч. 2 ст. 73 УПК). Эти обстоятельства делятся на три группы: 1) антиобщественная направленность самой личности обвиняемого; 2) условия ее формирования; 3) обстановка совершения преступления. Для устранения причин и условий преступления следователь или дознаватель выносят мотивированное представление (ч. 2 ст. 158 УПК), которое должно быть рассмотрено соответствующими должностными лицами не позднее 1 месяца со дня его вынесения.
Восстановление утраченных уголовных дел производится по постановлению прокурора по сохранившимся копиям или путем производства процессуальных действий. Восстановление дела не влияет на исчисление процессуальных сроков.
Для непосредственного обеспечения прав и законных интересов участников расследования УПК РФ содержит такие общие условия:
Предварительное расследование и его общие условия
• обязательность рассмотрения ходатайств;
• меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц;
• меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
• судебный порядок получения разрешения на производство ряда следственных действий;
• участие переводчика.
Обязательность рассмотрения ходатайства состоит в обязанности следователя (дознавателя) рассмотреть каждое заявленное ходатайство и вынести об этом постановление. Ходатайство о собирании доказательств подлежит удовлетворению, если эти доказательства имеют значение для дела.
Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля и близких могут иметь как “оборонительный”, так и “наступательный” характер. Во-первых, по мотивированному постановлению следователя с согласия прокурора личность свидетеля или потерпевшего можно “засекретить”, а в материалах дела указывать их псевдоним (ч. 9 ст. 166). В суде эти лица могут давать показания в условиях, исключающих их | визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК). Во-вторых, активные средства обеспечения безопасности состоят в выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; а также в избрании более строгих мер пресечения к обвиняемым.
Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества применяются при задержании подозреваемого, применении заключения под стражу, помещении в психиатрический стационар подозреваемого или обвиняемого. Их несовершеннолетние дети, иные иждивенцы, престарелые родители передаются на попечение родственникам, иным лицам или помещаются в соответствующие детские или социальные учреждения. Мерами по сохранности остающегося без присмотра имущества являются передача его на хранение заслуживающим доверие лицам, жилищной организации.
Судебный порядок получения разрешения на производство некоторых следственных действий является предварительной формой судебного контроля над действиями органов расследования, ограничивающими конституционные права граждан. Предварительный судебный контроль реализуется в двух процедурах:
а) с правом участия в судебном заседании заинтересованных лиц (подозреваемого, обвиняемого, защитника, прокурора) при избрании и применении мер принуждения: заключения под стражу и домашнего ареста, отстранения от должности, денежного взыскания, обращения залога в доход государства помещения в медицинский стационар (ст. 108, 118 УПК);
б) без участия в судебном заседании заинтересованных лиц, кроме прокурора и следователя (ст. 165 УПК), при принятии решений: осмотре жилища против воли проживающих в нем лиц, обыске и выемки в жилище, личном обыске, выемке документов о вкладах и счетах в кредитных учреждениях, выемке корреспонденции, контроле и записи переговоров (ч. 2 ст. 29 УПК), эксгумации трупа против воли родственников покойного (ч. 3 ст. 178 УПК); наложении ареста на имущество (ч. 1 ст. 115 УПК). Следователь (дознаватель) с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство, а судья рассматривает его не позднее 24 часов с момента поступления.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр, обыск и выемка в жилище, личный обыск могут быть проведены без судебного решения и без предварительного согласия прокурора по постановлению следователя (ч. 5 ст. 165 УПК). В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия следователь уведомляет об этом судью и прокурора. Судья в течение 24 часов в судебном заседании проверяет законность действий следователя и выносит об этом постановление.
Участие переводчика как общее условие расследования обеспечивает конституционное право каждого на пользование родным языком и на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК). Орган расследования обязан за счет государства привлечь к участию в деле переводчика путем вынесения мотивированного постановления. Переводчик предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК за заведомо неправильный перевод и участвует в расследовании в двух формах:
а) присутствие при производстве процессуального действия (как правило, для устного перевода);
б) письменный перевод процессуальных документов.
5 Начало, место и сроки предварительного следствия и дознания. Протокольная форма досудебной подготовки материалов
Порядок возбуждения дела отличается в зависимости от категории уголовных дел. Большинство из них относятся к делам публичного обвинения. Они возбуждаются органом дознания, дознавателем или следователем. Общий порядок возбуждения дела:
1. Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
2.Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
3.В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного обвинения; б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).
Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству. Дела частного обвинения (побои, оскорбление) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.
Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматического прекращения дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).
Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу ограниченной дееспособности, зависимости от обвиняемого), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.
Отказ в возбуждении дела — это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.
Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):
1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);
2) отсутствия в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным;
3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ;
4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего;
5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частнопубличного обвинения);
6) отсутствия заключения суда либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.
Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела:
1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.
4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд.
6. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.
7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.
Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 УПК и территориальную (местную)— ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.
Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ.
Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.
Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел, допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).
Универсальная подследственность — это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает, когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству или поручает его расследование следователю прокуратуры вне зависимости от квалификации преступления.
При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор.
Орган расследования, установив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для определения подследственности.
Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования.
Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией; б) совместное планирование; в) совместные действия.
1. На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
• передача уголовных дел;
• представление результатов оперативно-розыскной деятельности;
• направление требований, представлений, поручений, запросов и т. п.
Поручение следователя (или отдельное поручение) — это письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.
Виды поручений следователя: а) органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38); б) органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152).
2. Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.
3. Совместные действия составляют высший уровень взаимодействия органов расследования, который облечен в три основные процессуальные формы:
• получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (оцепление, конвоирование);
• привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (с обязательным указанием его в протоколе следственного действия);
• создание по решению начальника следственного отдела или прокурора следственной группы или следственно-оперативной группы.
К предварительному расследованию предъявляются требования: всесторонности (исследования дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности), полноты (достаточности собранных доказательств и установленных фактов) и быстроты.
Эти требования обеспечиваются следующими общими условиями предварительного расследования:
• соединением и выделением уголовных дел;
• незамедлительным началом, установлением сроков предварительного расследования;
• недопустимостью разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования);
• общими правилами производства следственных действий;
• установлением обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
• восстановлением утраченных уголовных дел.
Соединение дел предстает в виде права органа расследования объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел на основании прикосновенности различных лиц к общим деяниям или связи различных деяний с общими лицами (ст. 153 УПК). Срок объединенного дела приравнивается к сроку того из соединяемых дел, у которого он наибольший.
Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его материалов в качестве самостоятельного уголовного дела (ст. 154 УПК). Дела выделяются в отношении обвиняемых (подозреваемых) или преступлений (фактов). Условием для выделения уголовного дела является обеспечение всесторонности и объективности расследования и разрешения дела (ч. 2 ст. 154 УПК). Если уголовное дело выделяется для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то при выделении дела в том же постановлении решается вопрос и о его возбуждении.