Орган дознания, дознаватель и начальник органа дознания

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (гл. 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК).

Правом проводить дознание наделены дознаватели:

• органов внутренних дел;

• органов пограничной службы;

• таможенных органов;

• службы судебных приставов;

• органов государственной противопожарной службы;

• органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

• органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, Службы внешней разведки, органы Минюста);

• командиры воинских частей, начальники военных учреждений или гарнизонов;

• капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

• руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения “обычных” органов дознания;

• главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

Начальник органа дознания – это точно определенный законом единоличный руководитель данного органа дознания, правомочный давать подчиненным сотрудникам указания и поручения о производстве проверочных действий, дознания, неотложных следственных и иных процессуальных действий, контролировать их, оказывать содействие и помощь, в необходимых случаях лично участвовать в досудебном производстве. Неточно и, на мой взгляд, юридически неверно в ч. 1 ст. 41 УПК выражена мысль, что начальник якобы может возлагать на дознавателя правомочия свои и даже органа дознания. Наоборот – это начальник ОД вправе, при необходимости, исполнить все процессуальные полномочия подчиненных ему сотрудников, включая начальника подразделения дознания и дознавателя. Сегодня в российском УПК, как и прежде, основные процессуальные обязанности и права начальника ОД не собраны в одной статье, а оказались «рассеяны» не только по всему кодексу, но и среди форм процессуальных документов и в ведомственных подзаконных актах.

По действующим законам и непротиворечащим им подзаконным актам только соответствующий начальник ГРУОВД (по …) либо его заместитель, а не во множественном числе – см. п. 17 ст. 5 УПК, а также официально исполняющие их обязанности должностные лица, обязаны в качестве начальника ОД лично проверить законность, обоснованность и утвердить, подписать такие процессуальные документы:

1) постановление о назначении и производстве сотрудниками ОВД проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной и иной (конкретно) деятельности: ст. 11 Закона о милиции; ст. 144 УПК и соотв. Инструкции МВД РФ № 177 (2004 г.), № 636 и № 665 (2005 г.);

2) рапорт об обнаружении (должностным лицом ОД) признаков преступления: ст. 143 УПК и прежнее приложение – форму № 1;

3) постановление о возбуждении уголовного дела (должностным лицом ОД): ст. 146 УПК и с учетом изменений форма № 14;

4) постановление должностного лица ОД об отказе в возбуждении уголовного дела: ст. 148 УПК и с учетом изменений форма № 21;

5) обвинительный акт и сопроводительный документ в прокуратуру: ст. 225 УПК и бывшая форма № 163; полагаю, что по логике закона надо бы начальнику ОД утверждать и постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если оно выносилось ранее дознавателем (см. ст. 100, 171 УПК и бывшую форму № 92), а также и постановление о прекращении уголовного дела (или преследования) по нереабилитирующему лицо основанию: см. соотв. ст. УК, УПК и бывшую форму № 135; постановление о восстановлении утраченных дознавателем уголовного дела или отдельных материалов (ч. 1 ст. 1581 УПК);

6) при необходимости и другие постановления:

– о применении специальных мер государственной и (или) физической защиты участников досудебного производства: ч. 3 ст. 11 УПК и соответствующие федеральные законы;

– об оплате участия специалиста, переводчика, эксперта и адвоката – защитника по назначению – ч. 5 ст. 50 УПК;

– об отмене постановления подчиненного сотрудника ОД о приостановлении производства по уголовному делу – п. 3 ч. 1 ст. 401 УПК (см. также приложение 2 и «Российскую газету». 2007. от 26 июля).

Начальник подразделения дознания (ст. 5 п. 171 и ст. 401 УПК) – это впервые определенный российским законом единоличный руководитель соответствующего специализированного подразделения дознания (не только в системе горрайорганов внутренних дел), а равно его штатный заместитель либо должностное лицо органа дознания, официально назначенное исполнять эти обязанности. Начальник подразделения дознания (НПД) по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям – с 09.06.2007 – правомочен:

– поручать и контролировать проверку сообщения о преступлении (-ях);

– принимать необходимые и законные меры, процессуальные решения (документы) согласно 145–148 УПК;

– полностью произвести расследование в форме дознания;

– произвести неотложные следственные и иные процессуальные действия (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК);

– проверять уголовные дела, давать указания, в том числе в письменном виде, обязательные к исполнению;

– изымать уголовное дело и с письменными указаниями передавать другому сотруднику подразделения;

– отменять необоснованное постановление дознавателя о приостановлении и возобновлять производство по делу;

– вносить прокурору ходатайства об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, как, наверное, и любого другого такого же решения, и не только дознавателя;

– проводить организационно-техническую и аналитическую работу, готовить учетно-статистические и другие материалы.

Ранее отмечено, что НПД правомочен и сам возбудить уголовное дело, произвести по нему необходимые действия, полностью окончить дознание либо приостановить расследование, как и дознаватель по ч. 2 ст. 401 УПК. Эта новация повторяет и добавляет традиционные неясности (с начальником следственного отдела и прокурором, принявшим уголовное дело к производству), т. к. закон не дал ответа, нужны ли будут в этом случае «над ними» другие руководители подразделения дознания, следствия или прокурор?!.

Наши рекомендации