Организация камеральных налоговых проверок.
Налоговым законодательством установлено понятие налогового контроля. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Установлены два вида налоговых проверок — камеральные и выездные. Согласно НК, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Кроме того, установлено, что, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией о данной сделке.
Камеральная проверка является универсальной формой проведения налогового контроля.
Проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех мксяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Соответственно проверке подвергаются все представляемые налоговые декларации и расчеты.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральной проверкой могут быть охвачены любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки.
В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Один из основных спорных вопросов, связанных с камеральной проверкой, - какие документы и в каком объеме можно требовать при ее проведении.
В п. 7 ст. 88 НК сформулировано "общее" правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК.
В то же время в пунктах 6, 8, 9 ст. 88 НК закреплены "исключения" из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:
- проведения камеральных налоговых проверок - налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК);
- подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, - налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК);
- проведения камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, - налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
В процессе камеральной проверки в первую очередь проверяется своевременность представления налоговой отчетности в соответствии со ст.119 НК (в частности, при непредставлении налоговой декларации, даже при отсутствии признаков налогового правонарушения, с налогоплательщика взыскивается штраф не менее 100 руб.). Кроме этого, в случае непредставления декларации в течение двух недель по истечении установленного срока, налоговым органом может быть принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках - ст.76 НК (решение направляется в банки и доводится до сведения налогоплательщика; отмена решения осуществляется после представления декларации в течение одного операционного дня).
При представлении налоговой отчетности типовыми ошибками являются по опыту работы:
- отсутствие обязательных реквизитов (ИНН, периода за который представлена декларация);
- нечеткое заполнение реквизитов, что делает невозможным их прочтение;
- заполнение карандашом;
- исправления не оговоренные подписью налогоплательщика или его представителя.
Далее проверяется:
- правильность исчисления налоговой базы;
- правильность арифметического подсчета данных налоговой декларации;
- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
- проверка правильности примененных налоговых ставок и льгот, их соответствие действующему законодательству.
В процессе оценки правильности расчета налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий проверку:
- взаимоувязки расчетных и отчетных показателей, а также их сходимость с данными деклараций по различным налогам;
- соответствия показателей отчетности с данными деклараций предшествующих отчетных периодов;
- сопоставимость данных отчетности с данными о хозяйственной деятельности налогоплательщика из иных источников.
В ст. 88 НК установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган также вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Для установления всех обстоятельств налоговый орган при проведении камеральной проверки наделен полномочиями по истребованию у налогоплательщика дополнительных сведений, а также по запрашиванию объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах нацелено на выявление всех обстоятельств, повлекших внесение ошибочных сведений в налоговые декларации, а также на устранение данных ошибок посредством согласованных действий налогоплательщика и налогового органа.
По смыслу ст. 81 и ст. 88 НК выполнение указанных требований обеспечивает принятие налоговым органом законного и обоснованного решения и исключение необоснованного ограничения прав граждан и организаций.
Оформление результатов камеральной проверки
В случае, если нарушения налогового законодательства не выявлены:
· камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
В случае, если выявлены нарушения:
· в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
· акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
· налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
· в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.