Реализация принципа «одного окна»
Организация бизнеса, начиная от государственной регистрации до момента открытия счетов в банке (что означает готовность налогоплательщика к практическому началу предпринимательской деятельности), до введения в действие закона требовала исполнения следующих этапов:
– подготовка необходимых документов;
– представление в регистрирующий орган заявления и пакета документов (длительность процесса регистрации – пять дней);
– представление в Государственный комитет по статистике заявления и пакета документов (срок представления кодов статистики – два дня);
– представление в налоговые органы заявления и пакета документов (срок постановки на налоговый учет – пять дней);
– представление в Пенсионный фонд заявления и пакета документов (срок регистрации юридического лица в Пенсионном фонде в качестве страхователя – два дня);
– представление в Фонд медицинского страхования заявления и пакета документов (срок постановки на учет в Фонде медицинского страхования – один день);
– представление в Фонд социального страхования заявления и пакета документов (срок регистрации юридического лица в Фонде социального страхования в качестве страхователя – два дня);
– представление в банк заявления и пакета документов (срок открытия расчетного счета в банке – два дня).
Таким образом в процессах регистрации и постановки на учет участвуют следующие стороны:
– Федеральная налоговая служба;
– Пенсионный фонд РФ;
– Фонд социального страхования РФ;
– Фонд обязательного медицинского страхования;
– Государственный комитет по статистике;
– кредитные организации.
Анализ вышеприведенных этапов показал, что при передаче налоговым органам функций государственной регистрации налогоплательщиков процесс организации бизнеса упрощается, но тем не менее остается достаточно сложным. Существенное упрощение и сокращение организации бизнеса потребовало дальнейших шагов в этом направлении.
Кардинальное сокращение преград на пути становления и развития предпринимательства вызвало необходимость радикального изменения механизма взаимодействия налоговых органов и перечисленных выше фондов. Указанное изменение реализуется получившей в настоящее время развитие так называемой концепцией «одного окна». Огромный вклад в развитие и реализацию концепции внесено МНС РФ и, в частности М.В. Мишустиным и С.С. Дукановым.
Принцип или концепция «одного окна» представляет собой установление процедуры[8], предусматривающей одновременную с государственной регистрацией налогоплательщика, его постановку на учет в налоговых органах, в территориальных органах Фонда социального страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, присвоение кодов органами статистики на основании однократного представления в налоговые органы единого пакета документов, определенных федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение проблемы реализации принципа «одного окна» вызвало необходимость изменения законодательства, регламентирующего постановку налогоплательщика на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде медицинского страхования и Госкомстате России, осуществляемых согласно Налоговому кодексу и соответствующим федеральным законам. Основным направлением совершенствования законодательства необходимо в части правовой регламентации передачи налоговыми органами данных о регистрации налогоплательщиков в государственные внебюджетные фонды и органы статистики (при этом, естественно, отпадает необходимость в посещении налогоплательщиками фондов для постановки в них на учет).
Законодательная база реализации концепции «одного окна» обеспечена вступившим в действие федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23.12.2003 № 185-ФЗ. В соответствии с этим законом регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Кроме этого, законом № 185-ФЗ в статью 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции федерального закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ) внесены изменения, согласно которым открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. Необходимость неукоснительного соблюдения указанного подтверждена письмом[9] Центрального банка РФ (указано, что в соответствии с дополнениями законодательства Российской Федерации предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется).
Таким образом, с 1 января 2004 г. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют необходимые документы в налоговый орган, через пять дней получает свидетельство о государственной регистрации, свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, после чего может открывать счета в банках и приступать к предпринимательской деятельности.
Дальнейшее развитие концепции «одного окна» требует продолжительной кропотливой работы с лицензирующими органами, которые в различных регионах устанавливают разные условия получения лицензий на осуществление налогоплательщиками определенных видов деятельности.