Следовательно, Заявление, содержащее сведения о новом руководителе, которому запрещено в силу закона запрещено управлять организацией, считается непредставленным.
Решение об отказе вручается заявителю не позднее одного рабочего дня с момента принятия такого решения. Обязательный атрибут решения – основания отказа со ссылкой на положения законодательства.
Решение направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении и может быть обжаловано в судебном порядке. За необоснованный отказ в государственной регистрации и неосуществление государственной регистрации в установленные сроки должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. Законодательством предусмотрена обязанность возмещения регистрирующими органами ущерба, причиненного налогоплательщику неправомерным отказом в государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации.
Необходимо отметить, что оба направления деятельности, оказавшихся в сфере обязанностей налоговых органов (регистрация налогоплательщиков и их постановка на налоговый учет), методологически существенно различны. Отношения, возникающие при государственной регистрации, регламентированы гражданским законодательством и основаны на равенстве и имущественной самостоятельности их участников, в то время как отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, строятся на принципах власти и подчинения
С 01.01.2016 законодательство существенно изменено.
Введена процедура проведения предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации проверки достоверностисведений, включаемых (до регистрации) или уже включенных в ЕГРЮЛ. В случае выявления оснований для проведения проверки до государственной регистрации предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации не более чем на один месяц. Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации не применяется. Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Данная запись может быть внесена в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица и др.
Введены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о руководителе или участнике юридического лица будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица:
- исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего);
- по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
- по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.
Введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения.
Если новым адресом ЮЛ будет адрес собственности ЮЛ или директора ЮЛ или участника с долей в уставном капитале более 50%, то предварительное уведомление об изменении места нахождения ЮЛ не требуется. Но, при регистрации изменений адреса, должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у этих лиц права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей. В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.
Большое внимание уделяется работе по возбуждению дел об административном правонарушении с привлечением должностных лиц к административной ответственности в виде дисквалификации, с целью ограничения правоспособности, физических лиц, являющихся «массовыми» директорами или участниками, а также при выявлении фактов представления заведомо ложных сведений, в том числе сведений об адресе местонахождения.
С 2012 года налоговые органы ведут Реестр дисквалифицированных лиц и предоставляют из него сведения. За плату 100 руб. можно получить справку из Реестра дисквалифицированных лиц (РДЛ) на бумажном носителе. Кроме того, на сайте ФНС России www.nalog.ru справку из РДЛ можно сформировать самостоятельно и бесплатно.
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) являются публичными ресурсами, принадлежащими Российской Федерации, в связи с чем, любые действия или бездействие, направленные на недостоверность реестров либо использование процедур государственной регистрации в противозаконных целях влекут ответственность, в том числе уголовную.
· Ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечёт ответственность по статье 14.1 КоАП РФ, статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.
· Представление недостоверных сведений, несвоевременное представление сведений для включения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП влечёт наложение штрафа по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ в размере до 5 тысяч рублей.
· Фальсификация государственного реестра, представление заведомо ложных сведений, участие в создании и деятельности заведомо фиктивных юридических лиц влечёт ответственность по статьям 170.1, 173.1, 173.2 Уголовного кодекса РФ либо дисквалификацию в административном порядке.
· В случае, если в регистрирующий орган представляются поддельные документы, это влечёт возбуждение уголовного дела по статье 327 Уголовного кодекса РФ как в отношении изготовителей этих документов, так и в отношении лиц, представляющих их в инспекцию.
Предоставление своих паспортных данных либо иное, в том числе посредническое участие в создании фиктивных юридических лиц, согласие стать номинальным директором (как за вознаграждение, так и безвозмездно) без намерения вести реальную хозяйственную деятельность может повлечь серьёзные последствия.
Это не только привлечение к уголовной ответственности, но и возможность возложения гражданской субсидиарной ответственности по всем многомиллионным долгам, которые возникнут у фиктивной организации.
Ограничить и предотвратить использование данных о физическом лице либо адресе в ЕГРЮЛ можно:
1) Для любого физического лица - подав ВОЗРАЖЕНИЯ относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц. В них можно указать на то, что гражданин, ВОЗРАЖАЕТ против включения о нем сведений в ЕГРЮЛ в отношении неопределённого круга юридических лиц, то есть отказывается быть руководителем либо учредителем любого юридического лица. Возражения можно подать в любой налоговый орган с соблюдением требований, указанных в пункте 6 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей». При обращении в налоговый орган ЛИЧНО Вам предложат рекомендуемую форму таких возражений.
2) Для физических и юридических лиц (собственников недвижимости) – подав ЗАЯВЛЕНИЕ о том, что собственник не разрешает регистрировать юридические лица по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости. Данное заявление может подать любое физическое либо юридическое лицо, которое не желает, чтобы адрес принадлежащего ему жилого либо нежилого помещения (здания, сооружения), использовался без его ведома. Заявление подаётся в любой территориальный налоговый орган.
В настоящее время законодательством установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в этом качестве, иные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. В соответствии с постановлениями Правительства, государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами).
В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся, в частности следующие сведения:
· полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
· организационно-правовая форма;
· адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
· способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
· сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
· подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
· сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
· дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
· способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
· сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
· размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
· фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
· сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
· cведения о филиалах и представительствах юридического лица;
· идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
· коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
· номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
1) территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
4) сведения о банковских счетах юридического лица.
В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
· фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);
· пол;
· дата и место рождения;
· гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");
· место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));
· данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);
· вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);
· вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);
· вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
· дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
· дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);
· сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
· идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
· коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
· номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:
· в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
· в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
· в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
· сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.
Основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП является решение о государственной регистрации, принятое налоговым органом либо по отдельным категориям организаций (в частности, по общественным организациям и политическим партиям) иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации.
За исключением паспортных данных физического лица содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными; кроме этого, сведения о банковских счетах могут быть представлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе могут представляться в различных формах:
– в виде выписки из соответствующего государственного реестра;
– копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
– справки об отсутствии запрашиваемой информации (выдается при отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом лице либо при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании информации, содержащейся в запросе).
Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются пользователям в пятидневный срок по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон.
Бесплатно представляются сведения:
– организациям (сведения о них же) – в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
– физическим лицам (сведения о них) – в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и наименование органа, выдавшего этот документ;
– органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика конкретной организации или физического лица.
Весьма перспективным направлением информирования в электронном виде, как налогоплательщиков, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления является использование сети Интернет. Предоставление сведений осуществляется с использованием Web-технологии путем установления доступа в сети Интернет к сайту ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые копии ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не содержащие сведения, доступ к которым ограничен.
С целью обеспечения доступности налогоплательщиков к ресурсам ЕГРЮЛ приказом ФНС[2] утвержден состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, предоставляемых для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»:
1. Сведения о создании юридических лиц.
1.1. Сведения о государственной регистрации юридических лиц при их создании.
1.2. Сведения о государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.
1.3. Сведения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 г.
2. Сведения о прекращении деятельности юридических лиц.
2.1. Сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц.
2.2. Сведения о государственной регистрации юридических лиц в связи с их ликвидацией.
2.3. Сведения о прекращении деятельности юридических лиц в связи с реорганизацией.
2.4. Сведения о прекращении деятельности юридических лиц по иным основаниям.
Сведения для публикации предоставляются по следующим показателям:
– полное наименование юридического лица;
– идентификационный номер налогоплательщика/код постановки на учет (ИНН/КПП);
– основной государственный регистрационный номер;
– дата присвоения основного государственного регистрационного номера;
– государственный регистрационный номер записи;
– дата внесения записи;
– наименование регистрирующего органа, внесшего запись;
– адрес регистрирующего органа.
Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются за плату (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего эту оплату):
– организациям и физическим лицам при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты. Размер платы в этом случае составляет 200 руб. за каждый документ, а размер платы за срочную выдачу указанного свидетельства – 400 руб.;
– организациям и физическим лицам при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет. Размер платы в этом случае составляет 100 руб., а размер платы за срочную выдачу указанной информации – 200 руб.;
Открытые и общедоступные сведения о всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях региона, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены в электронном виде. Срок предоставления указанных сведений определяется соглашением сторон. Размер платы за однократное предоставление информации из каждого реестра составляет 50 тыс. руб., за однократное предоставление обновленной информации – 5 тыс. руб., за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 тыс. руб.
Выписки и справки из ЕГРЮЛ предоставляются любому лицу (как юридическому, так и физическому), обратившемуся в инспекцию. Выдаче подлежат практически все сведения, содержащиеся в реестре: адрес места нахождения организации, наименование учредителей, копия устава и т. д. Однако персональные данные о физических лицах могут получить только суд, прокуратура, правоохранительные органы и ряд других государственных органов, причем в рамках дел, возбужденных или находящихся в стадии рассмотрения.
Таким образом, с одной стороны, личные данные граждан предоставляются только вышеперечисленным государственным органам, а с другой – копии учредительных документов, даже если они содержат персональные данные, могут представляться всем обратившимся в налоговые органы с соответствующим запросом. Выходом в данной ситуации является корректировка, например, уставов в части минимизации или устранения в них персональных данных.
Аналогичен подход и к представлению сведений об индивидуальных предпринимателях из ЕГРИП, практически все данные, кроме паспортных, являются открытыми. В отношении сведений о месте жительства конкретного предпринимателя предусмотрен специальный порядок. Эти сведения представляются, например, физическому лицу по лично представленному и подписанному запросу. Каждый такой запрос подлежит фиксированию в инспекции. В свою очередь у предпринимателя имеется право получения информации о лицах интересовавшихся им. В существенной степени от возможных неприятностей индивидуального предпринимателя гарантирует то, что его персональные сведения могут быть доступны третьим лицам при условии, что запрашивающая сторона сама представляет имеющиеся у нее сведения. При этом налоговые органы сообщают, соответствуют ли указанные сведения имеющимся в реестре.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приведен в законе. Указанный перечень минимален: в частности, для индивидуального предпринимателя он включает заявление и копию документа, удостоверяющего личность. При первичной регистрации и при прекращении деятельности в качестве предпринимателя также понадобится квитанция об уплате государственной пошлины. Помимо документов об уплате госпошлины в регистрирующий орган представляются Заявления, формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ[3].
Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Удостоверение подписей осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Документы, представляемые при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Закона N 129-ФЗ. В этом случае в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ (форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании")4. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица (например: включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, или в случае использования олимпийской и (или) паралимпийской символики в наименовании юридического лица, его фирменном наименовании);
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины за регистрацию.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ (форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица")5. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством РФ (форма N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы")[4]. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Гражданский кодекс РФ (п. 3 ст. 52) устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц не с момента государственной регистрации таких изменений, а с момента уведомления о них органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Например, согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с уточнением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления.
Согласно ст. 19 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в случаях, установленных федеральными законами[5], представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо произвести все ликвидационные процедуры: создать ликвидационную комиссию, поместить в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица, составить промежуточный ликвидационный баланс, произвести расчеты с кредиторами, а также представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, утвержденной Постановлением Правительства РФ7, справку из пенсионного фонда и документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс[6].
Предписанная законодательством простота осуществления регистрационных действий породила неоднократные попытки ряда лиц проведения недружественных поглощений компаний. Доходность промысла породила целый бизнес, заключающийся в силовых захватах предприятий, и появление специалистов этого бизнеса – «рейдеров». Мало того, в настоящее время сформирован и активно наполняется интернет-сайт, посвященный враждебным захватам предприятий в РФ (участники – в основном профессиональные юристы, занимающиеся разработкой схем недружественных поглощений).
В обычном понимании термин «рейдер» соответствует военному кораблю, самостоятельно выполняющему боевое задание. В экономическом смысле рейдер – это некий субъект, приобретающий компанию без согласия акционеров (участников), работников, администрации. Методы, используемые рейдерами, относительно законны, но в то же время далеки от норм этики и морали. В ход идут и манипуляция общественным мнением, и лоббизм, и биржевые махинации, и применение физической силы. Весьма часто захват затевается ради земли и недвижимости (захватчики заходят на объект и продают активы).
Действия рейдеров начинаются с планирования проекта захвата. Существенная часть ресурсов при планировании отводится на решение «административных вопросов» (обеспечение благоприятного судебного решения и обеспечительных мер).
Последствия даже успешной борьбы с «захватчиками» для предприятия, как правило, тяжелы – по окончании сражения «жертва» обычно настолько ослаблена, что вынуждена сокращать хозяйственную деятельность.
Сегодня именно в этой форме происходит значительная часть всех переделов собственности. Многие эксперты связывают это с несовершенством отечественного корпоративного права. Правда, определенные шаги по его улучшению за последние два года были сделаны. На мой взгляд, постоянные переделы собственности, вытеснение неэффективных собственников – естественный экономический процесс. В странах с развитой рыночной экономикой он происходит, как правило, через биржу. У нас же биржа развита недостаточно, ее работа, по сути, сводится к торговле бумагами «голубых фишек». Поэтому вполне естественно, что передел собственности приобретает иные формы – в частности, форму враждебных захватов бизнеса. Таким образом, проблема эта не только юридическая, но и экономическая.
Учитывая, что в настоящее время среди предприятий преобладают объекты только с уже консолидированными крупными пакетами, рейдеры поступают достаточно просто: акции (доли) не скупают, а просто воруют актив, который интересен. Для этого достаточно только поменять в территориальных налоговых органах информацию о директоре.
Порядок действий при этом относительно отработан:
– в налоговую инспекцию представляется фальшивый протокол об избрании нового генерального директора;
– новый директор подписывает договор купли-продажи с некой промежуточной фирмой, которая в свою очередь продает имущество уже второму приобретателю (этот собственник будет отгорожен от претензий прежнего хозяина статусом ничего не подозревающего «добросовестного приобретателя»).
Бывший директор уже несуществующего предприятия узнает о том, что он не собственник здания, только когда сотрудники частного охранного предприятия предложат ему покинуть его кабинет.
В известной степени противодействие рейдерам может оказать соблюдение налоговыми органами порядка предоставления сведений о каких-либо изменениях. Согласно положениям ст. 9 закона № 129-ФЗ заявителем при представлении заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений (заявления по форме № Р14001) может быть только руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, по решению суда).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица[7]:
1. Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий,