Государственная регистрация и учет налогоплательщиков
На момент введения в действие Налогового кодекса необходимыми условиями начала предпринимательской деятельности налогоплательщиков были их государственная регистрация и постановка на учет в налоговых органах. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялась администрациями муниципальных образований или их муниципальными предприятиями (обычно в крупных городах – регистрационными палатами).
Процесс регистрации был относительно слабо регламентирован, в ряде случаев затягивался на месяцы. Возникающие проблемы часто были «не по зубам» юридическим службам администраций. Формальная сторона процедуры была весьма разнородной, контроль за наличием необходимых для регистрации документов слаб, а представляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пакеты документов изобиловали многочисленными неточностями и ошибками. Кроме этого, достаточно много зарегистрированных налогоплательщиков «терялось», не доходя до налоговых органов, при этом, естественно, сведения о количестве налогоплательщиков по данным органов регистрации и налоговых органов существенно различались, что, безусловно, приводило к снижению уровню контроля за соблюдением налогового законодательства.
Вследствие того, что территориальные налоговые органы реализовывали единую методологию действий, разрабатываемую центральным аппаратом, процедуры постановки налогоплательщиков на налоговый учет, регламентируемые положениями НК, были значительно лучше организованы.
Согласно редакции НК, действовавшей в 2001г., заявление о постановке на налоговый учет организации или физического лица (осуществляющего деятельность без образования юридического лица) подавались в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации – процесса в ряде случаев весьма неопределенного во временных границах. Учитывая, что постановка на учет в налоговых органах осуществлялась в течение не более пяти дней, длительность процесса государственной регистрации – постановка на налоговый учет – была весьма значительной, что отрицательно сказывалось на предпринимательской активности населения в целом. Кроме этого, сложности организации бизнеса привели к распространению теневой услуги: некоторые достаточно энергичные, хорошо юридически подготовленные люди, используя неформальные связи, организовали массовую регистрацию юридических лиц с последующей их (далеко не безвозмездной) передачей тем, кому срочно требовалась организация предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 83 НК налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК. Необходимо отметить, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Указанная постановка на учет организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия или отсутствия их обязанности уплаты налогов.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет установленной формы. При изменении налогоплательщиком места нахождения или места жительства снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором этот налогоплательщик состоял на учете. Постановка на учет в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.
В процессе постановки на учет каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН является весьма важным атрибутом налогоплательщика, широко используемым им во многих ситуациях. В частности, необходимо отметить, что налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Кроме этого, каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Структура ИНН представляет собой[1]:
– для организации – десятизначный цифровой код;
– для физического лица – двенадцатизначный цифровой код:
ИНН формируется последовательность цифр, характеризующих следующее:
– код налогового органа (четыре знака), который присвоил ИНН;
– порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет:
для организаций – пять знаков;
для физических лиц – шесть знаков;
– контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой Российской Федерации по налогам и сборам:
для организаций – один знак;
для физических лиц – два знака.
В дополнение к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП), который состоит из следующей последовательности девятицифр:
– код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, установленным Кодексом (четыре знака);
– причина постановки на учет (два знака);
– порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе по соответствующей причине (три знака).
Присвоение организациям ИНН осуществляется налоговым органом по месту нахождения при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации. Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации.
КПП присваивается организации при постановке на учет:
– по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;
– при изменении места нахождения юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения на основании выписки из ЕГРЮЛ, поступившей из налогового органа по прежнему месту нахождения организации;
– по месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии);
– по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
– по иным основаниям, предусмотренным НК.
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается физическим лицам налоговым органом по месту их жительства.
Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Необходимо отметить, что присвоенный организации или физическому лицу ИНН не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.
В то же время идентификационные номера налогоплательщиков могут быть признаны недействительными в соответствии с законодательством РФ. В частности в случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН только один из них признается действительным, остальные – недействительными (ИНН, признанные недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации).
При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе в случае его ликвидации ИНН признается недействительным. Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. ИНН организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными.
ИНН организации, реорганизованной в форме выделения и присоединения, не изменяется. Организации, выделившейся из состава реорганизуемой организации, присваивается новый ИНН.
Идентификационный номер налогоплательщика физического лица при изменении его места жительства, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется.
С целью актуализации сведений о налогоплательщиках, налоговые органы обязаны на постоянной основе проводить работу по контролю и обеспечению правильности присвоения, применения и изменения идентификационных номеров налогоплательщиков. Перечень идентификационных номеров налогоплательщиков, признанных недействительными, а также перечень серий и номеров свидетельств о постановке на учет в налоговых органах, признанных недействительными, могут быть предоставлены заинтересованным лицам в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
С целью ведения оперативного контроля за полнотой сведений о налогоплательщиках, подлежащих постановке на учет, Налоговым кодексом (ст.85 НК) предусмотрено информирование налоговых органов рядом учреждений:
– органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности, обязаны сообщать в налоговый орган о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой (в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа);
– советы адвокатских палат субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать сведения об адвокатах, являющихся членами этих палат;
– органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица либо о фактах рождения и смерти физических лиц в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
– органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации;
– органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
– органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения;
– органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
– органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи;
органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).
С целью обеспечения контроля налоговых органов, законодательством (ст. 86 НК) предусмотрены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков:
– банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– банк обязан сообщить об открытии, закрытии и изменении счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган в пятидневный срок.
Перечисленные обязанности банков распространяются на счета соответственно ст.11 НК – «счета (счет) – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей». В отношении других счетов (в частности ссудных и депозитных, не являющимися счетами, указанными в ст.11 НК, указанные обязанности банков отсутствуют).
Контроль за полнотой представляемых банками сведений о счетах осуществляется налоговыми органами, которым банки обязаны выдавать справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение пяти дней после мотивированного запроса.
Таким образом, одной из важнейших задач, решаемой с участием ФНС РФ, явилось повышение достоверности сведений о количестве и составе налогоплательщиков, а также облегчение организации бизнеса, что влечет повышение уровня налоговых поступлений.
Решение указанных задач требовало:
– устранение возможности потерь налогоплательщиков на участке регистрация – постановка на налоговый учет;
– «чистки» баз данных налоговых органов посредством исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц;
– облегчение и сокращение процедуры создания субъектов предпринимательства.
Выход был найден относительно простой. Постановлением Правительства Российской Федерации «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» от 17.05.2002 № 319 на МНС РФ по налогам и сборам, в дальнейшем на ФНС РФ, возложены упомянутые функции уполномоченного федерального органа. Передача функций регистрации налоговым органам создала предпосылки ликвидации потерь налогоплательщиков на участке регистрация – постановка на налоговый учет, так как указанные действия в принципе могут проводится параллельно по единому пакету документов.
Принципиальная возможность резкого упрощения организации бизнеса появилась с выходом Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее – закон), который введен в действие с 01.07.2002г. в отношении юридических лиц и с 01.01.2004 – в отношении индивидуальных предпринимателей. Указанный закон ознаменовал собой новый этап работы налоговых органов с предоставлением им не имевшихся ранее функций государственной регистрации налогоплательщиков и является одним из основных федеральных законов, с помощью которых государство осуществляет переход к либерализации экономики в Российской Федерации и снижению административных барьеров в развитии предпринимательства.
В целом введенный в действие Закон существенно упростил бюрократические процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Введена единая по стране технология регистрации, осуществляемая налоговыми органами по однообразной методологии, что перекрывает канал обогащения некоторых нечистых на руку чиновников многочисленных служб, ранее занимавшихся регистрацией (длительность, неоднозначность и временная неопределенность применявшихся ранее процедур создавали предпосылки для небескорыстного ускорения регистрации налогоплательщиков). Учитывая, что введение Закона требовало от всех организаций прохождение в шестимесячный срок перерегистрации, предполагалось выявить и ликвидировать либо вернуть в правовое поле указанные «виртуальные» организации.
Законом предусмотрено существенное упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц и минимизация расходов, связанных с ней путем перехода к заявительному принципу регистрации и использования параллельных, осуществляемых по единому комплекту документов процессов регистрации налогоплательщиков и их постановки на налоговый учет.
Установлено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган.
Согласно ст.13 ФЗ ГР (ФЗ ГР – Федеральный
закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, ред. от 13.07.2015 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") Государственная регистрация (или отказ в регистрации) юридических лиц (и индивидуальных предпринимателей) при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 указанного закона, в регистрирующий орган.
В иных случаях регистрационные действия (или отказ в их осуществлении) проводятся в течение 5 дней.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Датой представления документов при осуществлении регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Вместе с тем с вводом в действие Закона одновременно усилены меры ответственности сторон, участвующих в государственной регистрации юридических лиц. Так, вступили в силу положения Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых содержатся меры ответственности к нарушителям законодательства в области государственной регистрации юридических лиц: как к регистрирующему органу, так и к заявителю.
Отказ в государственной регистрации (ст. 23 ФЗ ГР) допускается, в частности, в случаях:
– непредставления заявителем определенных ФЗ ГР необходимых для государственной регистрации документов;
– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
– юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
– не истек год со дня принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;
– если индивидуальный предприниматель намерен осуществлять отдельные виды деятельности (в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних и т.д.) и имеет или имел судимость, подвергался уголовному преследованию за совершение преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
– несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
– подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
– выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
– несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
– получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
– если до внесения записи в соответствующий государственный реестр в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
– если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
– если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
– если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
– при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений;
За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган обязан возместить ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и др.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» п.1 ст.23 Федерального закона принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления. Или, например, также принимается решение об отказе в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа – заявления в связи с тем, что представленное Заявление содержит положения, нарушающие законодательство Российской Федерации. В указанном случае при смене руководителя организации в представленном Заявлении в качестве руководителя указано физическое лицо, в отношении которого вынесено административное наказания в виде дисквалификации.
В соответствии со ст.3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.