Субъекты налоговых отношений.
Глава 5. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности
Определение налогового статуса юридических лиц.
По законодательству Российской Федерации налогоплательщиками признаются юридические лица (предприятия, учреждения, организации), зарегистрированные в стране таковые. Именно они выступают плательщиками налогов на прибыль и с доходов, полученных от деятельности на территории не только данной страны, но и других стран.
Глава 5. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности
Субъекты налоговых отношений.
Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9 НК), к числу которых относятся:
- налогоплательщики и плательщики сборов — организации и физические лица;
- налоговые агенты;
- налоговые органы — Федеральная налоговая служба в составе Министерства финансов РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации;
- таможенные органы — Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения;
- сборщики налогов и сборов — государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты;
- органы государственных внебюджетных фондов.
Правовой статус участников налоговых отношений регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов местного самоуправления.
Налоговый кодекс наделяет статусом участников налоговых отношений только две категории субъектов - во-первых, налогоплательщиков и плательщиков сборов (частные субъекты); во-вторых, государство в лице органов, представляющих и реализующих его имущественные интересы (публичные субъекты). Названные виды субъектов представляют разные стороны налоговых правоотношений, имеющих противоположные фискальные интересы. Вместе с тем наличие непосредственного имущественного интереса относительно вступления в налоговые отношения позволяет объединить частных и публичных субъектов в одну группу — субъекты, имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях. Названная группа субъектов обладает атрибутивным (обязательным) характером, поскольку их наличие является обязательным условием возникновения налоговых правоотношений.
Определенный ст. 9 НК круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не охватывает всех потенциальных и реальных субъектов налогового права. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения требуют также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность.
К числу подобных субъектов относятся эксперты, свидетели, специалисты, понятые и переводчики, принимающие участие в процессе налоговой проверки. Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета налогоплательщиков, требуют присутствия регистрационных органов, выполняющих определенные функции. Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются посредством участия банков. Налогоплательщик имеет право вступать в налоговые отношения через законного или уполномоченного представителя. Правовой статус названных субъектов имеет две особенности: во-первых, факультативный (вспомогательный) характер, поскольку помогают реализовать налогоплательщикам или государству фискальные права или выполнять обязанности; во-вторых, отсутствие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях. Следовательно, к субъектам налогового права относятся физические лица и организации, прямо не обозначенные в ст. 9 НК, но являющиеся таковыми в силу наличия прав и обязанностей в налоговых отношениях. Данную группу составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.
Субъекты налогового права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют нормальное функционирование отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Разграничение понятий «субъект» и «носитель» налога возникает вследствие переложения налога. Лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств (субъект налога), имеет возможность включить уплаченную им сумму в цену продаваемого им товара (или оказываемой услуги) и переложить этот налог на другое лицо. Последнее, если не сможет, в свою очередь, переложить налог, будет его носителем. Фактически носитель налога- это лицо или лица, которые в результате переложения налога несут всю тяжесть налогового бремени. Например, субъектами обложения акцизами являются предприятия, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Эти предприятия в соответствии с действующим законодательством рассчитывают и уплачивают в бюджет причитающиеся суммы акцизов. Акциз включается в цену товара, и покупатель подакцизной продукции оплачивает его при покупке. Если покупатель является потребителем данного товара, а не реализует его следующему покупателю, то он не может возместить свои расходы, возникшие из-за включения акциза в цену товара. Такой конечный потребитель и будет носителем налога (в данном случае акциза).
Для налогоплательщика важным является указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок, под которыми обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.
Haлоговым агентом является, в частности, любая организация, которая выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Такая организация в этом случае является налоговым агентом, а не плательщиком подоходного налога, хотя именно она перечисляет налог в бюджет. Налогоплательщиками налога являются физические лица, работающие в этой организации.
В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резидентыданного государства и нерезиденты. К резидентам относят налогоплательщиков, имеющих в соответствии с законодательством постоянное местопребывание в стране. Не резидентами считаются налогоплательщики, не имеющие в стране постоянного местопребывания.
В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что подлежат налогообложению доходы резидентов, полученные на территории данного государства, так и других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность, так налогообложение касается только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (например, порядок и периодичное декларирования доходов).
Способы, применяемые для определения круга лиц, которые являются резидентами, весьма существенно различают в отношении налогоплательщиков - физических лиц и налогоплательщиков - юридических лиц. Для определения статуса резидента используются так называемые тесты. Наиболее распространенным тестом для определения налогового статуса физических лиц, т.е. статуса резидента - физического лиц является тест физического присутствия, имеющий различные трактовки.
Например, в Российской Федерации налоговым резидентом признается физическое лицо, которое имеет постоянное местожительство в России. Постоянное местожительство предполагает, что физическое лицо проживало на территории Российской Федерации в течение не менее 183 дней в течении 12 последовательных месяца. Это положение относится к гражданам как Российской Федерации, так и других государств и лицам без гражданства.