Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности
Цель исследования: выявить взаимосвязи различных показателей сформированности гражданственности и патриотизма с развитием личностного потенциала.
Задачи:
1. Осуществление диагностической работы и анализ ее результатов;
2. Выявление взаимосвязей сформированности основных черт патриотизма и личностных качеств обучающихся;
3. Проанализировать и систематизировать результаты.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 26. Московская область г. Орехово-Зуево.
Для проведения диагностики был выбран 8 класс МОУ СОШ№ 26. Всего – 27 учащихся, из них 15 девочек и 12 мальчиков. Возраст испытуемых –13-14 лет.
В качестве методов исследования использовались:
- Метод «Акт добровольцев»
- Анкета по выявлению уровня патриотизма
- Тест «Диагностика личностного роста» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)
- Наблюдение
- Беседы с классным руководителем.
Исследование проводилось во время уроков и во внеурочное время, в период с 27 апреля по 10 мая 2017 года.
Этапы опытно-экспериментальной работы:
1) Метод «Акт добровольцев» [24]
Цель: определение мотивов и причастности к общественной работе
Ход проведения. «Акт добровольцев», как метод изучения направленности личности ребенка может естественно «вписываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:
1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов! Ждем все желающих в таком-то кабинете, такого-то числа»
2. «Всех желающих приглашаем на создание и организации патриотического кружка»
3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении праздника ко Дню 9 Мая, просим подойти в кабинет классной руководительнице 10 «А» класса».
Необходимо вести учет добровольного участия каждого учащегося в проводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оценки сформированности общественной активности школьников.
Установление связи между активностью учеников и их предпочтениями в выборе направленности (познавательной, патриотической, шефской, развлекательной и т.д.) организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности школьного (классного) сообщества [23].
Таблица №1
Количество желающих, которые хотели бы принять участие в предлагаемых мероприятиях
Список объявлений | № 1 | №2 | №3 |
Количество учащихся | 5 мальчиков 11 девочек | 8 мальчиков 3 девочек | 7 мальчиков 10 девочек |
На основе полученных данных (таблица №1), можно сделать вывод, что учащиеся готовы участвовать в предлагаемых мероприятиях, склонны к творческому подходу в своей деятельности, проявили организаторские способности. Желание оказать помощь учителю в создании патриотического кружка проявило наименьшее количество учащихся. Данная методика помогает определить интересы и мотивы учащихся, на полученных данных можно планировать дальнейшее работу внеклассной деятельности, что касается целей, которые я перед собой ставила. Применяемый метод «Акт Добровольцев», дал результаты, которые я предполагала, так как концерт и помощь в его проведении можно также отнести патриотизму, именно на сцене учащиеся смогут показать свои чувства и эмоции любви и ответственности за Родину.
2) Анкета по выявлению уровня патриотизма (см. приложение 1)
Анкета содержит 15 вопросов. Позволит понять, какое содержание вкладывают подростки в понятие «патриотизм» и своё отношение к этому явлению.
Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношение учащихся к такому качеству как патриотизм.
Таким образом, полученные данные обнаружили тревожную «картину»: у большинства молодых людей нет достаточного понимания собственной принадлежности к великой нации, к своему народу, нет собственного ощущения гражданской идентичности.
В результате на констатирующем этапе был сделан вывод о преобладании в подростковом сообществе низкого и среднего уровня становления активной гражданской позиции, что обусловлено, на наш взгляд, низким уровнем мотивации на активную общественную деятельность, отсутствием знаний, умений и навыков гражданского поведения, низким уровнем понимания того, в какой сфере общественной жизни необходимы навыки гражданского поведения.