Вид и процедура проведения итоговой аттестации.
Итоговая аттестация по дисциплине «Ювенальная юстиция» проводится в соответствии с учебным планом в виде зачета.
Зачет сдается в период зачетно-экзаменационной сессии в соответствии с расписанием.
Студент допускается к зачету в случае выполнения им всего учебного плана по дисциплине: выполненных индивидуальных домашних заданий, выступлений на семинарах, пройденного тестирования, выступающего формой промежуточного контроля.
Допуск к зачету осуществляется в соответствии с нормативными документами Российской академии правосудия, происходит в том случае, если студент набрал за семестр определенное число баллов, определенных в Положении.
Зачет принимает лектор. Зачет принимается в устной форме по вопросам зачетно-экзаменационной билетов, одобренных и утвержденных на заседании кафедры. Преподавателю предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры, связанные с курсом.
Согласно нормативным документам Российской академии правосудия, за зачет студент может получить до 60 баллов. Итоговая оценка по дисциплине складывается из числа полученных на зачете баллов и баллов, заработанных студентом по результатам текущего контроля.
Основой для определения итоговой оценки служит уровень усвоения студентами компетенций, предусмотренных рабочей программой по дисциплине.
Оценка (стандартная) | Требования к уровню освоения компетенций |
«зачтено» | Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, даже если не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, в целом способен выполнять практические работы. |
«не зачтено» | Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы общего плана. |
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие ювенальной юстиции и ее предмет.
2. Правоотношения возникающие в сфере ювенальной юстиции.
3. Принципы ювенальной юстиции.
4. Правовая база ювенальной юстиции.
5. Судебная власть и ювенальная юстиция.
6. Ювенальная юстиция и гражданское общество.
7. Периодизация развития ювенальной юстиции в России.
8. Ювенальная политика как составная часть государственной социальной политики.
9. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.
10. Преступность несовершеннолетних, ее уровень, структура и динамика.
11. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников.
12. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
13. Система общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности несовершеннолетних.
14. Особенности виктимологической профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
15. Административно-правовой статус несовершеннолетнего.
16. Административная ответственность несовершеннолетних.
17. Понятие «ювенальное уголовное право».
18. Принципы ювенального уголовного права и их соотношение с принципами ювенальной юстиции.
19. Правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве РФ.
20. Несовершеннолетний как субъект преступления.
21. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве.
22. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
23. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, и особенности их применения.
24. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия.
25. Специфика назначения и исполнения условного осуждения в отношении несовершеннолетних.
26. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу.
27. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
28. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
29. Лишение свободы в пенитенциарном механизме уголовной ответственности несовершеннолетних.
30. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания.
31. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях.
32. Основные направления воспитательной работы в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание.
33. Периодизация развития ювенальной юстиции за рубежом.
34. Сравнительная характеристика ювенальной юстиции в России и за рубежом (на примере отдельных государств).
Профессиональные способности, знания, навыки и умения оцениваются в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Методические указания по подготовке к итоговой аттестации.
ФГОС ВПО бакалавра относит дисциплину «Ювенальная юстиция» к дисциплинам по выбору профессионального цикла В соответствии с требованиями ФГОС ВПО бакалавр, в частности, должен знать закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; основные нормативные правовые документы; применять понятийно - категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; владеть навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
Исходя из этого, студенты, проходящие итоговую аттестацию в виде зачета по дисциплине «Ювенальная юстиция», должны знать основные законы, категории, принципы государственно-правовой жизни, уметь соотносить общетеоретические и отраслевые юридические понятия, сопоставлять теоретический материал со знаниями практического характера.
ФГОС ВПО бакалавра закрепляет компетентный подход к образованию. В результате реализации данного подхода бакалавр должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности. В связи с этим студент должен продемонстрировать развитое правовое мировоззрение, зрелую гражданскую позицию. Особое внимание следует обратить на необходимость изучения реальной ситуации, которая сложилась в современном российском обществе.
Сложность восприятия материала по дисциплине обусловливается множеством нормативно — правовых актов, регламентирующих деятельность органов, составляющих правоохранительную систему РФ. В связи с этим необходима концентрация усилий, направленная на подбор правового материала, учебной и специальной литературы, в целях комплексного рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью правоохранительных органов, выполнения ими задач охраны самого права, интересов личности, общества и государства.
Ответ на зачете должен носить четкий и конкретный характер. Это обусловлено тем, что крайне важной для студента — будущего бакалавра является способность оперировать различными научными точками зрения, аргументировать свою позицию.
Умение сопоставить содержание общих категорий с реальными явлениями государственно-правовой практики, правильно использовать теоретические знания в сфере практической правовой деятельности имеет важное значение для выпускника бакалавриата по направлению «Юриспруденция».
[1] Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУПВО «РАП».