В ряде случаев обстоятельства дела не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.
В законе установлен ряд ограничений по использованию свидетельских показаний в случае несоблюдения письменной формы сделки. В частности, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает ее сторон права ссылаться в подтверждение заключения сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права представлять в суд другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ). Не допускается использование свидетельских показаний при оспаривании договора займа, который должен быть заключен в письменной форме, кроме случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с заимодавцем или стечения тяжелых обстоятельств (п. 2 ст. 812 ГК РФ).
Пример из практики: арбитражный суд округа указал, что факт совершения сделки не может быть установлен только на основании свидетельских показаний, если в деле имеются письменные доказательства, которые опровергают данный факт
Истец перечислил ответчику денежные средства. Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам денежные средства вносились за поставку леса. Однако какого-либо договора в письменной форме на поставку леса стороны не заключали.
Поскольку поставка леса не состоялась, истец посчитал перечисленные денежные средства неосновательным обогащением ответчика и потребовал их вернуть. Стороны подписали акт взаимных расчетов, который подтверждал сумму задолженности. Однако свой долг перед истцом ответчик так и не погасил.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В суде ответчик сослался на фальсификацию представленных квитанций к приходным кассовым ордерам, поскольку их не подписывал главный бухгалтер организации. Кроме того, ответчик заявил ходатайство о допросе главного бухгалтера в качестве свидетеля.
Ходатайства о допросе в качестве свидетелей по делу заявили и другие участвующие в деле лица.
Оценив показания свидетелей, суд отклонил ходатайство ответчика о фальсификации доказательств, посчитав факт заключения сделки установленным. При этом суд указал, что даже если квитанции не были подписаны главным бухгалтером ответчика, то это не исключает факт внесения в кассу ответчика денежных средств третьим лицом.
В итоге суды первой и апелляционной инстанции исковые требования удовлетворили.
Арбитражный суд округа с этим не согласился и указал следующее.
Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Таким образом, при несоблюдении простой письменной формы сделки свидетельские показания являются недопустимыми доказательствами. Поэтому факт совершения определенных действий по сделке, которая должна была быть совершена в письменной форме, не может быть установлен судом только на основании свидетельских показаний при наличии письменных доказательств, опровергающих данный факт. Такая правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 24 декабря 2013 г. № 32-КГ13-8.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли требования закона о форме сделки и невозможности при несоблюдении формы сделки ссылаться на свидетельские показания. При проверке заявления о фальсификации доказательств суд вызвал и допросил свидетелей, показания которых согласно закону являются недопустимыми доказательствами подтверждения факта сделки и ее условий. На основании свидетельских показаний суд установил, что квитанции к приходным кассовым ордерам не были подписаны главным бухгалтером ответчика. В отсутствие иных допустимых доказательств факта совершения сделки и ее условий (кассовая книга не была представлена) суд неправомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании изложенного суд кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2014 г. по делу № А70-13717/2013).
В то же время нужно иметь в виду, что использование свидетельских показаний допустимо по иным спорам из сделок, заключенных с нарушением письменной формы, которые не связаны с подтверждением факта заключения сделки и определением ее условий. Например, по спорам о признании такой сделки недействительной.
Кроме того, в ряде случаев закон прямо устанавливает исключение из правила о недопустимости использования свидетельских показаний при несоблюдении письменной формы сделки. Например, согласно пункту 3 статьи 887 Гражданского кодекса РФ несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, которая была возвращена хранителем поклажедателю.