Ответственность за нарушение законодательства о недрах
Установлена админ, уголовная и гражданско-правовая отв-ть.
АО предусмотрена за нарушение права гос собственности на недра (ст. 10.1 КоАП), относящееся к правонарушениям против собственности, а также за следующие правонарушения против экол без-ти, окружающей среды и порядка природопользования:
• нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 15.18 КоАП);
• невыполнение требований по обеспеч без-ти консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин
• нарушение правил охраны недр (ст. 15.20 КоАП).
УО наступает в связи с нарушением правил охраны недр, совершенным в течение года после наложения адм взыскания за такое же нарушение либо повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 271 УК). Данный состав относится к преступлениям против экологической безопасности и природной среды, его непосредственным объектом выступают отношения по охране недр как компонента природной среды. Применение уголовной ответственности за нарушение правил охраны недр ограничено бланкетной диспозицией данной статьи, которая содержит отсылку к специальным нормам. Следует отметить, что в отраслевом законодательстве о недрах требования охраны недр закреплены недостаточно (в основном применительно к разработке месторождений полезных ископаемых), кроме того, отсутствует разгранич требований по рац исп и охране недр.
Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении вреда, причиненного в рез-те нарушения зак-ва о недрах. Этот вид отв-ти наступает по общим нормам гражд законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наслед, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Исходя из этого, ГПО может также проявляться в признании сделок с недрами как объектами исключ гос собственности недейств.
Самовольное пользование недрами и самовольная застройка месторождений ПИ прекращ без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
Воды как объект использования и охраны
Воды явл самост компонентом прир среды, который выступает объектом водных отн. Юр понятие вод НЕ дается в ст.1 нового ВК. К водам относятся все водные объекты, источники и содержащиеся в них запасы вод, находящиеся в ест среде на территории РБ.
Состав вод как объекта использования и охраны можно определить через классиф водных объектов, которые входят в гос водный фонд и которые могут исп в качестве источника водных ресурсов.
По естественно-физ состоянию выделяются поверхностные и подземные воды. К поверхн водным объектам относится сосредоточение прир вод на поверхности суши, которое может сущ в виде: а) водоемов — объектов, которые характ замедленным движением воды или его отсутствием; б) водотоков - объектов, характериз движением воды в направлении уклона в).ручьи. Подземные воды - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физ состояниях.
По происхождению водные объекты могут быть естественными и искусственными. Искусственные водные объекты образуются в виде специально созданных водоемов и водотоков в искусственных или естественных углублениях земной поверхности.
В качестве водных ресурсов водное законодательство выделяет запасы поверхностных и подземных вод данной территории (ст.1 ВК). Они могут различаться по физическим свойствам (пресные, минеральные, термальные и другие), а также по назначению (питьевые, хозяйственно-технические, лечебные, сточные).
В соответствии со ст. 13 Конституции РБ, ст. 4 ВК все воды (водные объекты), расположенные на территории Республики Беларусь, находятся в исключительной собственности государства и составляют государственный водный фонд. В указанный фонд входят поверхностные воды (реки, ручьи, родники, озера, пруды и т. д.) и подземные воды. В соответствии со ст. 130 ГК обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу.
Право собственности на воды
Все воды (водные объекты), находящиеся на территории РБ, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию, распоряжению водами на территории республики в интересах белорусского народа. Это означает, что воды предоставляются только в пользование, а распоряжение ими на территории республики принадлежит только гос-ву в лице соотв органов. Субъектом п/с на воды является Республики Беларусь. Право коммунальной собственности на воды не предусмотрено.Право собственности на добытую (изъятую) воду принадлежит водопользователю, осуществившему ее добычу (изъятие) на законном основании, если иное не устан законодательными актами.В частной собственности могут находиться земельные участки и водоемы, расположенные на таких земельных участках.