Крестьянская реформа 1861 года: правовое положение крестьян и решение земельного вопроса
Подготовка отмены крепостного права
подготовка была поручена крупным помещикам-крепостникам (А. Ф. Орлов), что во многом предопределило результаты реформы. Вместе с тем среди авторов были и представители «либеральной бюрократии» (Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной идеей ликвидации крепостного права.
3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова. Предусм.: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (10 лет).
Дворяне отнеслись к рескрипту непонимающе. В провинции с 1858 года стали открываться губернские комитеты. московское дворянство противодействовало реформе больше всего. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы.
Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».
1858 год-принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:получение крестьянами личной свободы. обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит). утверждение переходного («срочнообязанного») состояния
Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.
Дворяне сопротивляются, тормозят. Я. И. Ростовцев умирает, во главе – консерватор В. Н. Панин. в 1860 в проекте при активном участии Панина были уменьшены наделы и увеличены повинности. Редакционные комиссии под предводительством графа В. Н. Панина закончили свои работы в октябре 1860 г.. Всего Редакционные комиссии подробно рассмотрели 82 проекта губернских комитетов[16].При рассмотрении реформы в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года, преобладал консервативный настрой. 28 января 1861 г. император потребовал ускориться.
19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах.
Подготовка отмены крепостного права
подготовка была поручена крупным помещикам-крепостникам (А. Ф. Орлов), что во многом предопределило результаты реформы. Вместе с тем среди авторов были и представители «либеральной бюрократии» (Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной идеей ликвидации крепостного права.
3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова. Предусм.: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (10 лет).
Дворяне отнеслись к рескрипту непонимающе. В провинции с 1858 года стали открываться губернские комитеты. московское дворянство противодействовало реформе больше всего. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы.
Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».
1858 год-принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:получение крестьянами личной свободы. обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит). утверждение переходного («срочнообязанного») состояния
Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.
Дворяне сопротивляются, тормозят. Я. И. Ростовцев умирает, во главе – консерватор В. Н. Панин. в 1860 в проекте при активном участии Панина были уменьшены наделы и увеличены повинности. Редакционные комиссии под предводительством графа В. Н. Панина закончили свои работы в октябре 1860 г.. Всего Редакционные комиссии подробно рассмотрели 82 проекта губернских комитетов[16].При рассмотрении реформы в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года, преобладал консервативный настрой. 28 января 1861 г. император потребовал ускориться.
19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах.
Крестьянская реформа 1861 года: правовое положение крестьян и решение земельного вопроса
Основные положения крестьянской реформы.
Крестьяне получили: личную свободу; ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин); право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений; право заниматься государственной службой; право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью; отныне крестьяне могли вступать в гильдии; право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий; крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство.
Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными; далее все остальные денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.
Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества, т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам. Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы). В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян: во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение.
В зависимости от земли, где предоставлялся земельный надел крестьянам (нечерноземной, черноземной или степной полосы), устанавливались разные размеры подушного надела.
Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного размера выкупаемого надела, который не мог быть меньше 1/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел».
Для всей России высшая норма крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3.
Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.
Недостатки крестьянской реформы: сохранение крупного помещичьего землевладения; маленький размер крестьянских наделов; учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин.