Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению

Формулирование коллизионных норм осуществляется с помощью юридических понятий, определение которых в разных государствах может быть различным, что и вызывает проблему их юридической квалификации. Наиболее часто в литературе в качестве примера приводят институт исковой давности, который в англо-американском праве является институтом процессуального права, а в континентальном - материального, исходя из того что суд применяет только свое процессуальное право; квалификация этого института как процессуального исключает возможность его применения судами иностранных государств. По ГК РФ при определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право (ст. 1187 ГК РФ).

Необходимо отметить, что принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится (ч. 2 ст. 1205 ГК РФ).

Установление содержания норм иностранного права

В тех случаях, когда в соответствии с коллизионной нормой применимым является иностранное право, перед судом встает проблема установления содержания норм иностранного права. Причем применяя иностранное право, суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве, а это вызывает трудности и у самых квалифицированных юристов. Для облегчения работы суду в целях определения содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы или организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь экспертов. В тоже время лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.

В отношении требований, связанных с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны, принимающие участие в процессе, что в полной мере соответствует духу Гражданского кодекса, устанавливающего особые требования к субъектам предпринимательской деятельности.

Если все-таки содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право (ст. 1191 ГК РФ).

Взаимность и реторсии

В широком смысле взаимность, являясь одним из начал международного сотрудничества, предполагает взаимное признание государствами действия их законов на территории другого государства.

В более узком смысле взаимность - это предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правого режима при условии, что физическим и юридическим лицам первого государства предоставлены аналогичные права или правовой режим в данном иностранном государстве.

Выделяют материальную и формальную взаимность:

материальная взаимность - предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства в стране пребывания тех же прав, которые предоставлены в их собственном государстве физическим и юридическим лицам страны пребывания;

формальная взаимность предполагает предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены отечественным юридическим лицам и гражданам.

Применение иностранного права в Российской Федерации не обусловлено применением в иностранном государстве к сходным отношениям российского права за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В то же время необходимо иметь ввиду, что если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается что она существует, пока не доказано иное.

Реторсии - это установленные Правительством Российской Федерации ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. В целях восстановления принципа взаимности в случае принятия иностранным государством специального акта, ограничивающего права российских граждан или юридических лиц, Российская Федерация вправе принять ответные ограничения прав иностранных физических и юридических лиц, причем данные действия не могут рассматриваться как нарушение принципа недискриминации. Реторсии должны быть соразмерны вызвавшему их ограничению прав российских граждан и юридических лиц и прекращаться с момента восстановления прежнего положения.

Обратная отсылка

Понятие обратной отсылки должно дать ответ на вопрос: является ли отсылка коллизионной нормы к иностранному праву отсылкой к материальным правилам этой страны или предполагает применение и коллизионных норм иностранного государства.

ГК РФ в качестве общего правила закрепил следующее: любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны.

Исключением из общего правила является отсылка иностранного коллизионного права к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица:

- при определении личного закона физического лица (ст. 1195);

- при определении правоспособности физического лица (ст. 1196);

- при определении дееспособности физического лица (ст. 1197);

- при определении прав физического лица на имя (ст. 1198);

- при установлении опеки и попечительства (ст. 1199);

- при признании физического лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим (ст. 1200).

Наши рекомендации