Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства была введена Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Закон определил основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц (организаций) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к общей системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям) на добровольной основе.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для юридических лиц предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности этих юридических лиц за отчетный период. Для юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные, социальные, внебюджетные фонды.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплаты стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Юридическим лицам, применяющим упрощенную систему, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Минфином России и является единой на всей территории РФ.
Для юридических и физических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий общий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Субъекты упрощенной системыналогообложения, учета и отчетности — индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций подсчитывается с учетом численности работающих в их филиалах и подразделениях.
Не могут быть субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности следующие категории юридических лиц:
■ занятые производством подакцизной продукции;
■ созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
■ кредитные организации;
■ страховщики;
■ инвестиционные фонды;
■ профессиональные участники рынка ценных бумаг;
■ предприятия игорного и развлекательного бизнеса;
■ хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Субъекты малого предпринимательства имеют право в установленном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Вновь созданное юридическое лицо или вновь зарегистрированный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами этой упрощенной системы с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Объект обложения единым налогом у юридических лиц (организаций) при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности — совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Право выбора объекта налогообложения предоставлено органу государственной власти субъекта РФ.
Совокупный доход для целей применения упрощенной системы налогообложения исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. При этом валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Ставки единого налога и порядок предоставления льгот
Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:
—» в федеральный бюджет — в размере 10% от совокупного дохода;
—» в бюджет субъекта РФ и местный бюджет — в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.
В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
—> в федеральный бюджет — в размере 3,33% от суммы валовой выручки;
—> в бюджет субъекта РФ и местный бюджет — в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.
Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальными предпринимателями, направляется полностью в бюджет субъекта РФ.
Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ вместо объектов налогообложения и налоговых ставок вправе устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности:
• расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям (при этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями за отчетный период, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ);
• льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.
Порядок применения упрощенной системы
Документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства (юридическими и физическими лицами) упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организации или индивидуального предпринимателя на налоговый учет. Форма патента устанавливается МНС РФ и является единой на всей территории РФ.
МНС РФ утверждает формы следующих документов для организаций:
v № I — заявление на выдачу патента;
v №2 — решение о выдаче патента;
v №3 — решение об отказе в выдаче патента;
v №4 — патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектам малого предпринимательства;
v № 5 — дубликат патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства;
v №6 — заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;
v №7 — расчет единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) организации — субъекта малого предпринимательства.
Для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, установлены следующие формы:
v № 8 — заявление на выдачу патента;
v № 9 — решение о выдаче патента;
v № 10 — решение об отказе в выдаче патента;
v №11 — патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
v № 12 — дубликат патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
v № 13 — заявление об отказе применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Годовая стоимость патента на применение упрощенной системы для субъектов малого предпринимательства устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Оплата годовой стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства осуществляется ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемых органом государственной власти субъекта РФ. При этом выплаты стоимости патента засчитываются в счет обязательств по оплате единого налога организации.
Для организаций, применяющих упрощенную систему, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в соотношении 1 к 2.
Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектам малого предпринимательства выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
Юридическим лицам патент может быть выдан при соблюдении следующих условий:
—> общее число работников не превышает 15 человек;
—» не имеется просроченной задолженности по уплате налогов или иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
—» своевременно сданы все необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками в соответствии с действующим законодательством, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.
Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или мотивированный отказ выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления субъектом малого предпринимательства.
При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляют для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента на право применения упрощенной системы и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.
По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами РФ. Форма книги учета доходов и расходов, а также порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему, устанавливается Минфином России. При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением установленных законодательством условий и наложением на субъекта упрощенной системы налогообложения штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта РФ.
Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возврат к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Правила предоставления отчетности юридическими лицами — субъектами упрощенной системы
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) юридические лица — субъекты упрощенной системы представляют в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента на право применения упрощенной системы, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (или валовой выручки), полученного за отчетный период.
При представлении в налоговый орган указанных документов юридическое лицо предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении платежа.
При превышении предельной численности работающих налогоплательщики — юридические лица переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. Другими словами, возврат к обычной системе налогообложения, учета и отчетности в этом случае должен быть осуществлен через один квартал после квартала, в котором произошло превышение предельной численности работающих.