Правовое положение перегринов.

Помимо латинов в международной торговле с римским гражданами участвовали и другие иностранца – перегрины. Перегрины – это свободные жители провинций, стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом, а также свободные граждане иностранных государств. Другими основаниями возникновения правового положения перегринов были:

1. рождение от брака перегринов или не состоявшей в браке перегринки;

2. присуждение к высылки в период империи.

Политические права перегрины не имели. Им приходилось искать покровителя. Некоторое время они жили по праву того государства, к которому относились.

Не были ни римскими гражданами, ни рабами, ни либертинами (т.е. вольноотпущенными). В 242 г. до н.э. утвердилась должность претора перегрина. Претор перегринов – это должностное лицо в Римской магистратуре, в компетенцию которого входило регулирование отношений с участием иностранных граждан.

Перегрины приобретали права римского гражданства либо:

1. в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству;

2. в силу специальных актов государственной власти, присваивавшим отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан Издание таких актов вызывалось разнообразными экономическими и политическим соображениями, в частности, задачами пополнения жителями провинции римских легионов, в которых несли военную службу только римские граждане.

Закон Каракаллы (212 г. н. э.) ликвидировал статус латинов и перегринов.

Правовое положение рабов.

Римское государство было рабовладельческим. Собственниками рабов были главным образом отдельные лица. Известно, однако, и государственное рабство. Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав. Закон Аквилия (209 г. до н. э.) приравнивал рабов к домашним животным. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступит в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое.

Основным способом установления рабства был:

1. плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал;

2. другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери – рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом первоначально ребенок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рождения. Однако в период империи, было установлено правило, что ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности.

3. человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба. Так, обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках.

Будучи не субъектами, а объектами прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Но раб был объектом прав, наделенным сознательной волей и способным служить интересам господина путем проявления этой воли.

За рабом была признана способность вступать в имущественные сделки, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из таких сделок, как если совершил их сам. И наоборот, обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали. На этой почве сложился институт рабского пекулия.

Термином «пекулий» называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба. Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми сделками. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина.

Освобождение из рабства.До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина. Прекращалось рабство манумиссией(отпущением на свободу). Древнее время знало 3 способа такого освобождения:

1. освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Это могло совершаться в разных формах:

- завещатель мог прямо предписать, тогда раб становился свободным момента вступления завещания в силу;

- завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба, при этом раб становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина;

- завещатель мог освободить раба под отлагательным условием – раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику).

2. включение в ценз (подобно тому, как уклонение от ценза могло привести к обращению свободного человека в раба, так внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства).

Выделялись и неформальные способы отпущения рабов на волю:

- объявление в кругу друзей;

- объявление в письме к рабу;

- усаживание господином раба за стол рядом с собой.

Однако, отпущенный таким образом раб не становился полностью свободным; он «пребывал в состоянии свободы».

В IV в. н. э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви.

Но в тоже время освобождение рабов затрудняется рядом условий, установленные законами:

1. освобождение раба, не достигшего 30 лет, или господином, не достигшим 20 лет, требует предварительной проверки особой комиссией по поводу уважительности оснований освобождения.

2. рабы, подвергавшиеся клеймению, относятся после освобождения к числу перегринов и высылаются из Рима.

Ограничивается число рабов, освобождавшихся завещательными распоряжениями: господин, имевший до 3-х рабов, был вправе освободить не более 2-х рабов, имевший до 10 – не более половины, до 30 – не более 1/3, до 100 – не более ¼, 500 – не более 1/5; и во всяком случае не более 100 рабов.


Наши рекомендации