Императорские конституции (Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus, Codex Theodosianus).
Изобилие и разнохарактерность нормативного материала предопределили в императорский период потребность в объединении и систематизации накопившегося материала. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.
Так, известны два сборника императорских конституций, составленные в конце III в. — начале IV в. н. э.:
1. Codex Gregorianus, названный так по имени автора Грегориана, объединивший конституции от Адриана (II в. н.э.) до конца III в. н. э. В подлинном виде этот кодекс не сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материл размещался неравномерно и пестро.
Принятое к практическому применению собрание Грегорина пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.
2. Codex Hermogenianus, (по имени составителя Гермогениана) дополнивший первый сборник последующими конституциями, до Константина (начало IV в. н. э.). Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги.
В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосии II издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги — на титулы, внутри которых отдельные конституции расположены в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл.
Кодификация Юстиниана.
Неизмеримо большее значение по сравнению с кодификацией Феодосия II имеет кодификационная работа, проведенная в первой половине VI в.н.э. при Юстиниане. Он поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно, но также и сочинения классиков. Весь материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, составила уже в 529 году так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нас).
В 530 году была образована комиссия для кодификации сочинений классиков. В 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (все вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты.
В том же 533 году был обнародован элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.
Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 году появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделенных на титулы.
При составлении Дигест и отчасти кодекса кодификационные комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и делали вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять все ненужное и устаревшее. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции». Например, поскольку к VI в. н. э. многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными.
Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп:
а) из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву;
б) из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту;
в) из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.
Составление Институций, Дигест, Кодекса не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (послеокончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания).
В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Свод гражданского права.