Понятие и основные черты римского права.

Понятие и основные черты римского права.

Термином «римского право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.

Предметом изучения римского гражданского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (это период классического римского права – первые три века н.э.), а также периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно). В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civilis. Однако в римском праве этот термин имеет различное значение. Этим термином (ius civile) обозначается прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов, поэтому оно также именуется квиритским правом. Квиритское право – это система древнейшего римского права, окончательно сложившаяся в период республики. Основным источником квиритского права были Законы XII таблиц. Позднее квиритское право получило название цивильного (это название получило от государства - города (civitas), что подчеркивало его строго национальный характер, принадлежность гражданам Рима.

В узком смысле цивильное право – это закрепленная законами национальная система римского частного права.

В широком смысле включало также разъяснения и комментарии римских юристов к источникам цивильного права, прежде всего к Законам XII таблиц.

Не все свободные люди являлись в Риме субъектами частного права. Первоначально полноправными людьми признавались лишь римские граждане. Все, не входившие в римскую общину, рассматривались как бесправные. Лишь развитие производства, расширение торговли с соседними государствами влекло за собой расширение круга лиц, являвшихся субъектами частного права в римском государстве. Этот процесс шел двумя путями:

- с одной стороны, по мере роста территории римской державы и завоевания соседних государств, происходило включение в римское государство ряда чужеземных общин; тем самым непрерывно увеличивалось количество римских граждан. К началу н.э. римская империя включала в свой состав самые разнообразные колонии, общины и провинции. Римское гражданство потеряло свои прежние, узко национальные черты.

- с другой стороны, развитие торговли с другими народами вызвало необходимость признания за купцами других стран основных частных прав, которые необходимы для торгового оборота: права собственности, права вступать в договоры и требовать исполнения договора путем судебного иска и т.п.

Это предоставление прав чужакам достигалось главным образом путем выработки претором для взаимоотношений римлян и неримлян особой системы частного права – «права народов».

Таким образом, помимо цивильного права, в Риме действовало «право народов», действие которого распространялось на все римское население, включая и так называемых перегринов.

Важную роль в создании права народов сыграли учрежденные в 242 г. до н.э. преторы перегринов. Не связанные в своем правотворчестве нормами цивильного права, преторы перегринов обладали свободой усмотрения на началах «справедливости» и «естественного разума», использовали право других стран.

Цивильное право противопоставлялось той системе права, которая сложилась в практике преторов и получило название преторское право. Ульпиан говорил, это то право, которое ввели преторы, чтобы пополнить содержанием цивильное право, или дополнить, или исправить его в целях общей пользы.

Таким образом, гражданскому праву в Риме соответствовала совокупность всех трех названных систем – цивильного права, права народов и преторского права. В качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее подходящим является термин «частное право».

Рецепция римского права.

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

– высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

– недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

Причины рецепции римского права:

– римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия.

Образовались школы:

– глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

– постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Памятники рецепции римского права:

– во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.) и «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);

– в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);

– в Германии – Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);

– на Руси – Соборное уложение 1649 г.

Обычное право и закон

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным. Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксирован­ные ими в определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они оста­ются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона. С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной мере потерял свое значение.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. В течение долгого времени писаных законов почти не было: при простоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, при неразвитости оборота в законах не было необходимости, можно было обходиться обычным правом (к тому же на первых этапах развития издание закона как общей нормы представляло большие трудности). Даже исторический памятник — законы XII таблиц (V в. до н.э.) — по существу представлял собой кодификацию обычаев.

По мере укрепления и расширения государства обычное право уступает дорогу закону и другим формам правообразования. В императорский период обычное право встречает недружелюбное отношение еще и потому, что образование единого обычного права на огромной территории немыслимо, а местное обычное право не соответствовало централистским устремлениям императорской власти. Авторитет обычая в силу его долговременного применения (говорится в одном императорском законе, С.8.52.2) значите­лен, но он не должен быть сильнее закона.

В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Получают огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).

Кроме законов XII таблиц важное значение для гражданского права имеют:

- Пэтелиев закон (IV в. до н.э.), отменившей продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга;

- Аквилиев закон (примерно III в. до н.э.), об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей;

- Фальцидиев закон (I в. до н.э.) об ограничении завещательных отказов.

В древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы законы требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

1. магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона.

2. народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или опровергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа.

3. наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.

Формулировка принятых законов распадалась на три части:

- надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона;

- содержание самого закона;

- санкция. Эта часть содержала гарантии соблюдения закона.

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не связан». Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», существовали четырех видов:

а) эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению (термин, уцелевший от республиканских времен, когда он имел совсем другое значение;

б) рескрипты — распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);

в) мандаты — инструкции, дававшиеся императорами чиновникам;

г) декреты — решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.

Эдикты магистрантов

Одной из форм правообразования были эдикты магистратов.

Термин «эдикт» происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты:

1) преторов (как городского, ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами) и (соответственно в провинциях) правителей провинций. Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, почетные должности) права.

2) эдикты курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторов).

В своих эдиктах, обязательных для издававших их магистратов, эти последние объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти.

Юрист Марциан называет преторское право живым голосом цивильного права именно в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась наряду с исконным гражданским правом новая система норм, получившая название ius honorarium (от слова honores, почетные должности, т.е. право магистратское) или ius praetorium — преторское право, так как наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел именно преторский эдикт.

Дальнейшее развитие претороской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившееся к тому времени материалы постоянного эдикта. Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами была произведена кодификация преторского права. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями и охватывал две части.

1) в главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков;

2) в дополнительной – приведены типовые формуляры исков.

В эдикте не соблюдалось особое системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обуславливалось практическим соображениями и историческими случайностями.

8. Источник правообразования в Древнем Риме: постановления сената, деятельность юристов.

Сенатоконсульты – это постановления римского сената. Первоначально самостоятельного значения они практически не имели. Законопроект выносился и обсуждался на народном собрании, которое и придавало ему силу закона. В позднюю республику народные собрания были запрещены, и решения по текущим делам стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. В эпоху принципата сенатуконсульты приобретают наибольшую силу.

С I по III в. н. э. сенатоконсульты были основной формой законодательных актов. Их практической разработкой занимались преторы, ими давались лишь общие предположения.

У сената не было законодательной инициативы. В эпоху принцепса принципата сенатусконсультами стали обозначаться речи императора, с которыми он выступал на каком-либо торжественном заседании и посредством которых вносил свои предложения.

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов, в руководстве ведением судебных дел, в даче советов. Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде в сего в толковании права.

В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, а также scribere. Термином respondere (т.е. отвечать, обещать другу другу) обозначается консультационная работа римских юристов — дача гражданам, обращавшимся к юристам, советов по возбуждавшим сомнение вопросам:

Термином cavere (т.е. остерегаться, быть бдительным)— ограждение интересов данного гражданина при совершении сделок также путем совета не включать какое-либо невыгодное условие и т.п., для этой цели юрист часто составлял формуляр договора, писал другие деловые документы (эта форма деятельности обозначалась и термином scribere — писать); наконец, agere обозначало руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката).

Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), составлявшие как бы особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. По преданию, некий Флавий (писец демократического реформатора Аппия Клавдия) похитил и обнародовал собрание формуляров или трафаретов исковых производств, а также календарь, содержавший указание, в какие дни можно вести судебные дела. Предание говорит об издании Флавием даже отдельного юридического сборника, получившего (по его имени) название ius Flavianum.

Римская юриспруденция.

Юриспруденция перестала составлять монополию и тайну жрецов и оказалась доступной и светским лицам. Не имея, разумеется, законодательной власти, римские юристы тем не менее своей консультационной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению действующих норм права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования.

Литературные произведения старых юристов. В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков, например, комментарий Элия Пета Ката, II в. н.э. в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы).

Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил – (Марк Порций Катон – отец и сын, II в. до н.э.)

Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и перторского) права в 40 книгах дигест.

Деятельность классических юристов. В эпоху принципата римская юриспруденция достигла особого расцвета (это эпоха классических юристов, классического права).

Несмотря на переход к монархии (в форме так называемого принципата), юриспруденция не только не утрачивает своего противоречивого характера, но деятельность некоторых юристов приобретает даже еще большее значение.

В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы. М. А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права. Лабеон оказал продолжительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулианцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула). Его политический противник Капитон, имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы – сабиньянской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина.

Из школы прокулианцев вышли Ювенций Цельз – отец и сын. Из сабинианцев о II в. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнивший это поручение. Последним сабинианцем считается Гай, оставивший учебное руководство – Институции.

Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан. Павел являлся представителем того направления юристов, которые видели основную задачу в собирании, обработке и комментировании работ предшественников.

Из числа республиканских юристов следует назвать: Секста Элия Пэта Ката, которому принадлежит сборник, охватывавший законы, толкование их и описание форм процесса, Марка Манилия, Юния Брута и Публия Муция Сцеволу, о которых юрист Помпоний говорит, что они основали гражданское право, Квинта Муция Сцеволу, Аквилия Галла, Цицерона.

Начиная с IV в. имели место известный упадок деятельности юристов и снижение ее творческого характера. Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников.

Показателем упадка является, между прочим, закон (первой половины V в.) о цитировании юристов: вместо былого творческого решения возникающих в жизни вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны по этому закону обязательными. К ним относились Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов (при расхождении мнений названных юристов предписывалось руководствоваться мнением большинства из них, а при равенстве голосов — придерживаться мнения Папиниана).

Кодификация Юстиниана.

Неизмеримо большее значение по сравнению с кодификацией Феодосия II имеет кодификационная работа, проведенная в первой половине VI в.н.э. при Юстиниане. Он поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно, но также и сочинения классиков. Весь материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, составила уже в 529 году так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нас).

В 530 году была образована комиссия для кодификации сочинений классиков. В 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (все вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты.

В том же 533 году был обнародован элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.

Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 году появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделенных на титулы.

При составлении Дигест и отчасти кодекса кодификационные комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и делали вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять все ненужное и устаревшее. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции». Например, поскольку к VI в. н. э. многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными.

Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп:

а) из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву;

б) из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту;

в) из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.

Составление Институций, Дигест, Кодекса не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (послеокончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания).

В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Свод гражданского права.

Понятие и виды исков.

Общее понятие иска дается в Дигестах: «…Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование».

Среди многочисленных различных исков необходимо выделить следующие важнейшие виды:

1. actio in rem (вещный иск) ;

2. actio in personam (личный иск).

Вещный иск направлен на признание права в отношении определенной вещи (например, иск собственника об истребовании его вещи от лица, у которого эта вещь находится). Ответчиком по такому иску может быть любое лицо, нарушающее право истца, ибо нарушителем права на вещь может оказаться третье лицо.

Принято говорить, что для защиты такого права иск дается против любого третьего лица, которое будет нарушать право данного лица; иск в этом случае называется actio in rem — вещный иск. Термин actio in rem показывает, что отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на данную вещь. По современной терминологии это называется абсолютной защитой.

В противоположность вещному иску, личный иск, дается для защиты правоотношения личного характера между двумя или несколькими определенными лицами (например, требование платежа долга). По современной терминологии это относительная защита.

По объему и цели имущественные иски делятся на:

1. иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав. Здесь истец требовал только утраченную вещь или иную ценность, поступившую к ответчику, например, иск собственника об истребовании вещи;

2. штрафные иски, цель которых в частном наказании ответчика. Предметом их служили:

- прежде всего взыскание частного штрафа;

- иногда возмещение убытков.

Но, в отличие от иска для восстановления нарушенного состояния имущественных прав, посредством штрафного иска можно было истребовать не только то, что отнято или получено, но и возмещение такого ущерба, которому на стороне ответчика не соответствовало какое-либо обогащение. Например, иск против лица, которое обманом причинило убытки, хотя и не обогатилось от этого.

3. иски, осуществляющие и возмещение убытков и наказание ответчика. Например, за повреждение вещи взыскивалась не их стоимость, а высшая цена, которую они имели в течение последнего года или месяца.

Другое важное различие исков

1. иск строгого права (actio strict Iuris);

2. иск, построенный на принципе добросовестности – (actio bonae fidei). Основное значение этого различия заключается в том, что при рассмотрении исков строгого права судья связан буквой договора, из которого вытекает иск, при рассмотрении исков на принципе добросовестности положение судьи свободнее, он имеет право принимать во внимание возражения ответчика.

Одним из средств для осуществления правотворчества без изменения буквы закона служили:

- иск по аналогии (actio utilis). С помощью такого иска претор распространил защиту потерпевшего вред и на те случаи, когда вред причинен виновным образом, но без непосредственного телесного воздействия на вещь (например, лицо виновным образом уморило чужое животное голодом).

- иск с фикцией (Actio ficticia ). В тех случаях, когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое, не предусмотренное в законе отношение, он иногда предлагал (в формуле) судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков..

Исковая давность.

Лицо, частное право которого нарушено, имеет в своем распоряжении исковую защиту. Воспользоваться ею или нет, т.е. предъявить иск или не предъявлять, всецело зависит от управомоченного лица. Однако государство не может предоставить управомоченному на предъявление иска решать вопрос, предъявлять иск или нет, без всякого ограничения во времени. Для предупреждения таких неблагоприятных последствий устанавливается известный максимальный срок (давностный срок), в течение которого управомоченное лицо может требовать рассмотрения его иска. Такой срок называется теперь исковой давностью.

Классическое римское право знало только нечто подобное тому, что теперь называют исковой давностью. Ему были известны законные сроки предъявления исков. Отличие законного срока от исковой давности заключается в следующем. Законный срок сам по себе (независимо от активности или бездействия управомоченного) прекращает право на иск; исковая давность оказывает действие ввиду бездеятельности истца.

Поэтому, если отпадает повод для немедленного предъявления иска, например вследствие того, что ответчик подтвердил свой долг, течение давностного срока прерывается и начинается течение исковой давности заново; течение же законного срока не прерывается, хотя бы управомоченное лицо получило от должника подтверждение долга.

Только в V в. н.э. в римском праве появилась и исковая давность. Срок исковой давности был установлен в 30 лет. Начало течения этого срока определяется моментом возникновения искового притязания. Например, по иску собственника течение давностного срока начинается с того момента,

- когда вещь собственника неправомерно удерживается другим лицом или собственник вообще встретил препятствия к осуществлению своего права;

- по обязательству из займа — с того дня, когда лицо, давшее взаймы, получает право требовать возврата данной взаймы суммы, и т.д.

Течение давности может приостанавливаться на то время, когда существуют препятствия для предъявления иска, признаваемые правом уважительными; например, отсутствие по государственному делу; после отпадения такого препятствия течение давности продолжается.

Течение давности может быть прервано в случае:

- признания требования со стороны обязанного лица;

- предъявлением иска. В этом случае истекшее (до перерыва) время в расчет не принимается; может начаться только течение новой давности, например, если после признания долга платежа не последовало.

Субъект права.

Рабовладельческое общество признавало лицом т. е. существом, способным иметь права, не каждого человека.

Всякий, кто способен иметь право, быть носителем права, признавался субъектом права, лицом. Эта способность — не прирожденное, биологическое или иное свойство человека, а социальное явление. Человек может быть наделен указанной способностью, лишен ее или ограничен в ней государством. Так, свободный человек, проданный в рабство, лишается способности быть лицом. Раб, освобожденный из рабства, приобретает способность иметь право.

Субъектами права в Риме признавались только свободные люди. Однако и свободные обладали далеко не одинаковыми правами. Способность быть субъектом права, т.е. правосубъектность (caput), определялась тремя состояниями (статусами): свободы, гражданства и семейного положения. По статусу свободы население Рима делилось на свободных и рабов; по статусу гражданства свободные образовывали пять групп: римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников и колонов; по семейному положению — главы семейства и остальные члены семьи. Состояния могли изменяться и тогда соответственно изменялась правосубъектность.

Изменения в состоянии свободы могли привести к одному из двух последствий: приобретению свободы (раб отпущен на волю); утрате свободы (свободный человек продан в рабство).

Состояние гражданства относило свободного человека к одной из пяти групп. Изменение этого статуса приводило лишь к изменению гражданства — латины, перегрины могли стать римскими гражданами и, наоборот, римский гражданин мог стать вольноотпущенником (через рабство). Такие изменения влияли лишь на объем прав: перегрин, став римским гражданином, приобретал больший объем прав, римский гражданин, утративший этот статус (но не свободу), в определенной мере ограничивался в правах. Однако изменения в этом статусе не приводили к полной утрате правосубъектности.

Семейное положение делило свободное население на две группы: главы семейств и лиц чужого права. Все остальные члены семьи — так называемые подвластные, поскольку они находились под властью главы семьи.

Правовое положение латинов.

Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н. э. и их потомство. Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях.

Правовое положение латина возникало в силу:

1. рождения.

Причем, действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гражданства: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери.

2. освобождения из рабства господином – латином или римляном;

3. присвоения правового положения латина актом государственной власти;

4. добровольного перехода римского гражданина в разряд латина в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний.;

Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданина. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н. э. было установлено требование, что при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. В I в. до н.э. после союзнической войны все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

В сфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Правовое положение рабов.

Римское государство было рабовладельческим. Собственниками рабов были главным образом отдельные лица. Известно, однако, и государственное рабство. Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав. Закон Аквилия (209 г. до н. э.) приравнивал рабов к домашним животным. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступит в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое.

Основным способом установления рабства был:

1. плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал;

2. другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери – рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом первоначально ребенок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рождения. Однако в период империи, было установлено правило, что ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности.

3. человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба. Так, обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках.

Будучи не субъектами, а объектами прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Но раб был объектом прав, наделенным сознательной волей и способным служить интересам господина путем проявления этой воли.

За рабом была признана способность вступать в имущественные сделки, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из таких сделок, как если совершил их сам. И наоборот, обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали. На этой почве сложился институт рабского пекулия.

Наши рекомендации