Вопрос 87. Тактика производства судебного допроса потерпевшего и свидетеля
Потерпевший, то есть лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.
Задача при допросе свидетеля и потерпевшего заключается, как правило, в том, чтобы оказать помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины расследуемого события и в припоминании забытых фактов.
Весьма важно изучить личность свидетеля и потерпевшего, а именно выяснить данные биографического характера, о профессии, об образовании, условиях работы, образе жизни, уровне развития, интересах, наиболее значимых личностных качествах, условиях восприятия преступления. Отношении к факту преступного деяния, к преступнику.
Теперь подробнее хотелось бы остановиться на тактике самого допроса свидетелей, потерпевших.
Как до, так и после допроса свидетели и потерпевшие нередко становятся объектами незаконного воздействия со стороны преступников, их связей и покровителей, добивающихся от них путем подкупа, угроз, шантажа, физического насилия дачи ложных показаний, обеляющих преступника, и совершения в их интересах других негативных поступков и действий.
Важное значение имеет форма предупреждения допрашиваемого свидетеля и потерпевшего об уголовной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен уметь разъяснить допрашиваемому всю серьезность и ответственность предстоящего допроса и в тоже время сделать это без излишней официальности, чтобы не помешать установлению психологического контакта, не «вспугнуть» допрашиваемого. Если есть основания полагать, что свидетель или потерпевший не намерены говорить правду, соответствующее предупреждение должно быть сделано в иной, более жесткой форме.Допрос свидетелей и потерпевших можно условно разделить на четыре этапа:
-Установление психологического контакта с допрашиваемым;
-Свободный рассказ допрашиваемого;
-Постановка вопросов допрашиваемому;
-Ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитофонной записью показаний.
Способы установления психологического контакта весьма разнообразны. Их выбор зависит от сложившейся следственной ситуации, особенностей личности, психологического состояния допрашиваемого и самого следователя. Подробно данная проблема была рассмотрена в главе II моей дипломной работы.
Для установления контакта с допрашиваемым может быть использована беседа, которую ведет следователь с ним при заполнении анкетной части протокола допроса. Также может интересоваться другими данными о личности, получая тем самым дополнительную информацию.
Объяснив свидетелю, потерпевшему, в связи с чем они вызваны на допрос, следователь должен выслушать их свободный рассказ, который дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить обстоятельства, а следователю – избежать постановки наводящих вопросов внушающего воздействия.
В случае, когда допрашиваемому предстоит дать показания по многим эпизодам или обстоятельствам и он сам затрудняется в выборе последовательности изложения, следователь может порекомендовать определенную последовательность изложения. В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а потом рассказать об остальном. В криминалистике такой прием называется «деление темы свободного рассказа». Его цель – направить рассказ по определенному руслу на выяснение наиболее важных обстоятельств, либо удержать допрашиваемого от дачи ложных показаний, если такую опасность следователь может предположить. В последнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и о других фактах.
Как правило, следователь не должен прерывать репликами и вопросами свободный рассказ допрашиваемого, так как такое вмешательство может сбить допрашиваемого. Вмешательство в свободный рассказ допустимо лишь в тех случаях, когда допрашиваемый отклонился от предмета допроса.
По окончании свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки допрашиваемому дополняющих, уточняющих, контрольных вопросов восполняет и уточняет показания, выполняет новые факты, которые не упоминались в ходе свободного рассказа, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю и потерпевшему вспомнить забытое.
Для того, чтобы оживить память свидетеля или потерпевшего, следователь может применить такой прием, как использование постановки вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативные связи, возбуждающих ассоциации по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту. Используя такой прием, следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежному с ним факту, помогает установить сначала его, так как именно он мог хорошо сохраниться в памяти допрашиваемого, а затем, по ассоциации с ним, и искомый факт.
Весьма эффективным тактическим приемом является уже упомянутый в начале настоящего параграфа данной дипломной работы допрос на месте, который представляет собой разновидность допроса с использованием ассоциативных связей, когда их оживлению служит не задаваемый следователем вопрос, а повторное восприятие допрашиваемым той обстановки, в которой происходило событие.
Можно допрашиваемому предъявить различные вещественные доказательства: предметы, фотоснимки, схемы, документы и т.д., которые также сопряжены с возбуждением ассоциативных связей.
Достаточно эффективен такой прием, как допрос в хронологической последовательности, при котором допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал и в какой последовательности, начиная с определенного момента. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие факты и обстоятельства, о которых раньше не мог вспомнить. При этом восстанавливать хронологическую последовательность событий можно как начиная от более раннего момента, так и наоборот.
В завершении рассмотрения тактики допроса свидетеля и потерпевшего хотелось бы отметить, что применяя те или иные тактические приемы допроса, следователю необходимо быть очень осторожным, так как при неумелом их применении можно незаметно перейти черту, за которой оканчивается помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины расследуемого события и было обозначено основной задачей следователя при допросе свидетелей и потерпевших), и начинается внушение, «подсказки», наводящие вопросы, что абсолютно недопустимо.
Тактика производства допроса свидетеля (потерпевшего).
Допрос свидетеля– это следственное действие, целью которого является получение правдивых показаний относительно расследуемого дела.
Допрос можно разделить на 5 этапов:
1. Подготовка к допросу. Она включает собирание исходных данных для допроса; составление плана и разработка тактики проведения допроса; выбор тактических приемов допроса и подготовка доказательств; выбор места и времени допроса; способа вызова на допрос.
2. Установление психологического контакта со свидетелем или потерпевшим. Этот этап во многом связан с предыдущим, в частности способ вызова на допрос (привод под стражей или заранее обговоренная встреча в тайне от окружающих) и подготовка к допросу могут помочь установить доверительные отношения и вести бесконфликтный допрос.
3. Свободный рассказ. Это изложение допрашиваемым известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь, или которую он изберет сам.
4. Следователь не прерывает свободный рассказ репликами и вопросами. Вести протокол свободного рассказа нежелательно. Следователь должен заинтересованно слушать рассказ.
5. Постановка вопросов свидетелю или потерпевшему. По окончании свободного рассказа следователь уточняет полученные показания, выявляет новые факты, получает контрольные данные для проверки показаний, помогает вспомнить забытые факты. Обязательно ведется протокол допроса. Вопросы должны формулироваться так, чтобы допрашиваемый не мог дать на них односложный ответ ("да" или "нет"). В то же время они должны быть четкими, конкретными, понятными, относиться к предмету допроса.
6. Ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитофонной записью его показаний.