Вопрос № 61. Понятие вверенного имущества.
Представляется, что похищаемое вверенное имущество условно можно подразделить на два вида: динамическое и статическое (для более углубленного анализа рассматриваемого преступления).
Критерием такого деления, с нашей точки зрения, является место нахождения имущества, вверенного виновному, на момент хищения. Если имущество в момент хищения находится на охраняемой территории (завода, фабрики, хранилища и т.п.), то такое имущество можно условно назвать статическим. Осуществление правомочий в отношении такого имущества со стороны виновного лица жестко ограничено режимом функционирования охраняемой территории (рамками рабочего дня (смены), территориальными границами, функциональными обязанностями). Иными словами, статическим (находящимся в строго определённом месте) можно назвать имущество, находящееся в момент хищения на охраняемой территории. Таким образом, динамическим можно назвать такое имущество, которое на момент хищения фактически непосредственно находится у виновного лица и «следует» (или в любое время по желанию этого лица может «последовать») за ним для осуществления этим лицом правомочий в отношении этого имущества. Для динамического имущества в отличие от статического характерно то, что оно находится во владении виновного в течение времени, необходимого для осуществления этим лицом своих полномочий (это время может не совпадать с временными рамками рабочего дня (смены), режимом работы организации). Владение динамическим имуществом не ограничивается охраняемой территорией.
Из вышесказанного видно, что в основании классификации вверенного имущества на статическое и динамическое лежит не специфика того или иного имущества, а особенность его местонахождения на момент хищения (в отличие, например, от деления имущества на движимое и недвижимое).
В зависимости от объема правомочий (полномочий), осуществляемых лицом в отношении динамического имущества, его можно подразделить на три категории (группы):
1) имущество, вверенное лицу, в основные обязанности которого входит его транспортировка (перемещение) (шофер-экспедитор, инкассатор, и др.);
2) имущество, вверенное лицу, в правомочия которого транспортировка (перемещение) его входит как составная часть деятельности виновного (например, таксист, казначей общественной организации, кассир и др.);
3) имущество, вверенное лицу, имеющему фактически правомочия собственника в отношении этого имущества (администратор, комендант, прораб и др.).
Поскольку динамическое имущество во время транспортировки (перевозки, переноса, доставки, иного перемещения) непосредственно находится во владении у виновного, постольку и фактически (физически) изымать его не откуда Здесь происходит, на наш взгляд, так называемое формальное изъятие, которое характеризуется лишь заменой правомерного владения неправомерным. А такая замена владения может осуществляться и путём удержания имущества и непредоставления его соответствующим органам, лицам.
Формальное изъятие, как правило, совершается в отношении имущества, которое вверено лицу, осуществляющему его транспортировку (перемещение) в качестве основной своей функции (шофер-экспедитор, инкассатор), а также тем лицам, для которых транспортировка (перемещение) имущества является неотъемлемой частью их основной деятельности (таксисты, казначеи).
Действия лиц, которые владеют и распоряжаются вверенным имуществом фактически как собственники (в рамках объёма предоставленных им правомочий), при хищении могут выражаться как в формальном изъятии (если умысел на хищение возникает во время транспортировки (перемещении) имущества по назначению), так и в материальном (физическом) изъятии (если имущество, например, изымается незаконно со склада, из помещения, иного хранилища).
Отличие материального (физического) изъятия динамического имущества от изъятия статического имущества заключается в том, что в первом случае сам факт изъятия имущества с целью хищения (присвоения или растраты) с одновременной заменой правомерного владения неправомерным практически не оставляет места стадиям приготовления и покушения на хищение, и, как правило, является моментом окончания преступления.
Так, например, прораб строительного участка с целью хищения отгрузил со склада, находящегося вне охраняемой территории, вверенные ему стройматериалы в автомашину для использования их в личных целях (присвоение) или для передачи другим лицам (растрата). Момент окончания погрузки стройматериалов будет моментом окончания хищения. Покушение в данном примере возможно только в том случае, если действия по изъятию стройматериалов со склада растянуты во времени или прерваны (прекращены) по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного (задержание во время погрузки).
Если же изъятие имущества осуществляется одномоментно, то одновременно с окончанием изъятия присвоение (растрату) следует считать оконченным, поскольку виновный всегда имеет реальную возможность распоряжаться вверенным динамическим имуществом как своим собственным.
Таким образом, для динамического имущества характерно то, что момент окончания изъятия имущества является одновременно и моментом окончания хищения. Следовательно, соучастие в хищении такого имущества может быть только до или в процессе изъятия.
Изъятие же статического имущества из места его нахождения само по себе ещё не означает, что хищение является оконченным. Поскольку вверенное имущество находится на охраняемой территории, то реальная возможность распоряжаться таким имуществом как своим собственным может возникнуть у виновного лица только за пределами этой территории. Поэтому и момент окончания хищения статического имущества наступит с момента появления такой возможности. Изъятое виновным лицом имущество из места его нахождения может длительное время быть спрятанным на охраняемой территории, поэтому момент окончания хищения может быть значительно отдалён по времени от момента изъятия этого
Вопрос № 62. Понятие изготовления и переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Термины «незаконное изготовление» и «незаконная переработка» наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и учеными, и правоприменителем — в следственной и судебной практике, толкуются неоднозначно. Зачастую одновременно вменяются в вину действия по изготовлению наркотиков и действия по их переработке. Действия, направленные на приведение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в удобное для потребления состояние, ошибочно квалифицируются как их незаконные изготовление или переработка.
Незаконную переработку и незаконное изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов как преступные деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 228 УК РФ, необходимо отграничивать от нарушения правил изготовления и переработки наркотических средств и психотропных веществ. Незаконными применительно к ст. 228 УК РФ переработка и изготовление наркотиков признаются в случае нарушения общего порядка изготовления или переработки наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренного Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Общий порядок изготовления и переработки наркотиков связан с субъектами изготовления или переработки; с предметом изготовления или переработки; с целями изготовления и переработки; с организационно-правовым статусом организаций, которые могут заниматься деятельностью по изготовлению или переработке наркотиков; с наличием лицензии.
Анализ положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» позволяет сделать вывод, что незаконными признаются:
изготовление и переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов физическими лицами во всех без исключения случаях;
изготовление и переработка аналогов наркотических средств и психотропных веществ;
изготовление и переработка наркотических средств и психотропных веществ помимо целей, указанных в настоящем Федеральном законе;
изготовление и переработка наркотических средств и психотропных веществ ненадлежащим юридическим лицом;
изготовление и переработка наркотических средств и психотропных веществ юридическими лицами, указанными в Федеральном законе, но без лицензии либо при наличии лицензии, но полученной путем предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения;
изготовление и переработка иного вида наркотического средства или психотропного вещества, чем то, на изготовление и переработку которого (которых) выдана лицензия.
п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14, определяет «Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
Исходя из изложенного, можно выделить следующие признаки уголовно наказуемого изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
1. Изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представляет собой умышленные действия, в результате которых получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, либо аналогов наркотических средств или психотропных веществ.
2. Исходным материалом для изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов служат другие виды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоры, наркотикосодержащие растения, лекарственные и любые иные химические вещества.
3. Изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов может быть первичным, когда в процессе их изготовления не используются наркотические средства и психотропные вещества, либо вторичным, когда в качестве основы при изготовлении используются определенные виды наркотических средств или психотропных веществ. При вторичном изготовлении из одного вида наркотических средств или психотропных веществ получают другой вид наркотических средств или психотропных веществ. При этом и первоначальный, и полученный в результате изготовления вторичный вид наркотических средств или психотропных веществ включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в качестве самостоятельных видов.
Опий – морфин - героин.
4. Количество готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, полученных в результате изготовления, должно образовывать крупный или особо крупный размер. Если процесс изготовления еще не завершен, то должны быть получены бесспорные доказательства того, что результатом изготовления должны стать наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в крупном или особо крупном размере.
Существует мнение, согласно которому любое приложение сил человека для получения готового к потреблению наркотического средства, в том числе и из наркотикосодержащих растений, следует квалифицировать как изготовление наркотика. На наш взгляд, эта позиция не совсем верна, так как смола и пыльца растения конопли уже существуют в природе, а человек определенным способом отделяет их от растения, т. е. не совершает действия, связанные с изменением первоначального свойства используемого средства или вещества, как это бывает при изготовлении наркотического средства.
Незаконная переработка наркотических средств или психотропных веществ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 дается определение: «Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм».
Верховный Суд РФ в качестве еще одного преступного действия при незаконной переработке наркотиков называет смешивание с другими фармакологически активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм. Формулировку нельзя признать удачной, так как не совсем понятно, что с чем смешивается, активность чего должна повышаться и в чем разница между повышением активности и усилением действия на организм.
Будем исходить из того, что какое-либо фармакологически активное вещество добавляется к конкретному виду наркотического средства или психотропного вещества (которые также могут быть по своей сути смесями) либо к смеси, содержащей один или несколько конкретных видов наркотического средства или психотропного вещества. В результате вид наркотического средства или психотропного вещества, существующего в качестве самостоятельного вида, включенного в Перечень, содержащегося в смеси, не меняется, но его активность увеличивается и усиливается действие на организм.
Незаконные изготовление и переработка аналогов наркотических средств или психотропных веществ. В настоящее время установлена уголовная ответственность за изготовление и переработку аналогов наркотических средств и психотропных веществ. Законодательное определение изготовления и переработки аналогов отсутствует.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 15 июня 2006 г. № 14 включил в определения незаконного изготовления и незаконной переработки наркотических средств и психотропных веществ и аналоги наркотических средств и психотропных веществ, подразумевая, что способы изготовления и переработки аналогов ничем не отличаются от способов изготовления и переработки наркотических средств и психотропных веществ.