Вопрос № 25. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями.
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков: а) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии; б) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; в) причинной связи между деянием и последствиями (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").
2. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности.
3. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы: имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или не проведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без признаков хищения и т.п.
4. Последствия преступления наиболее часто выражаются в причинении имущественного ущерба в виде прямых убытков либо упущенной выгоды, в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п.
Для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать следующие факторы: степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу конкретного звена властного публичного аппарата; характер и размер причиненного материального ущерба; число потерпевших граждан; тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.
5. Преступление характеризуется специальными мотивами (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность - это карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки имеют много общих признаков. Оба преступления посягают на один видовой объект: государственную власть, интересы службы в государственных или муниципальных органах, Вооруженных силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ, нормальную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях.
Оба преступления совершаются должностными лицами.
Вместе с тем рассматривать состав получения взятки как специальную норму по отношению к составу злоупотребления должностными полномочиями было бы неверно.
При получении взятки должностным лицом наказуем сам факт получения должностным лицом каких-либо имущественных выгод за счет своего должностного положения, но сами действия, за которые получена взятка, лежат за рамками состава преступления. При злоупотреблении должностными полномочиями наказуемы сами действия (бездействие), повлекшие предусмотренные диспозицией статьи последствия, которые должностное лицо совершает из корыстных побуждений. Две эти нормы чаще дополняют друг друга, чем конкурируют между собой.
Вопрос о разграничении данных составов преступлений встает в том случае, когда должностное лицо использует свои полномочия, совершая какие-либо действия (бездействие) в интересах лица, передающего ценности не в целях личного обогащения, но для улучшения материальной базы органа (организации), в которой он состоит на службе.
С субъективной стороны и при получении взятки, и при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо руководствуется личными побуждениями. Корыстные побуждения можно отнести к разновидности личных побуждений. Но если при получении взятки корыстный мотив присутствует в действиях должностного лица в обязательном порядке, то при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо может руководствоваться и иными личными побуждениями, в том числе личные побуждения могут быть связаны с ложно понятыми интересами службы. Это обстоятельство может служить критерием разграничения получения взятки и злоупотребления должностными полномочиями, когда полученные деньги используются в интересах (но в этом случае в ложно понятых интересах) службы. Например, лица, совершившие административное правонарушение, не привлекаются должностным лицом к административной ответственности, если приобретут для организации компьютеры, сделают ремонт и т. д. В этом случае можно говорить о признаках ст. 285 УК РФ (при установлении иных личных побуждений и наступлении последствий, предусмотренных в статье), но не о получении взятки
Вопрос № 26. Объективная сторона изнасилования и насильственных действий сексуального характера.
Статья 131. Изнасилование
Непосредственный объект определяется в зависимости от потерпевшей. В случае изнасилования совершеннолетней женщины нарушается ее половая свобода, т.е. право самой, без какого-либо принуждения решать вопрос о выборе полового партнера. Если потерпевшая является несовершеннолетней или она находилась в беспомощном состоянии, то преступлением причиняется вред половой неприкосновенности. Дополнительным объектом является нормальное физическое и нравственное развитие малолетних и несовершеннолетних. Факультативным объектом может выступать здоровье потерпевшей, т.к. физическое или психическое насилие может причинить ей вред.
Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения предшествующее поведение жертвы изнасилования (виктимность, аморальный образ жизни, занятие проституцией и т.д.) и ранее сложившиеся с виновным взаимоотношения (вступление в добровольную половую связь, нахождение в браке, сожительство).
Объективная сторона изнасилования имеет сложный характер, она складывается из: а) полового сношения; б) физического насилия или угрозы его применения либо использования беспомощного состояния потерпевшей.
Под изнасилованием следует понимать совершение естественного гетеросексуального акта (полового акта, совокупления), характеризующегося наличием возможности зачатия (беременности) как части детородной функции.
Насилие направлено на преодоление оказываемого или ожидаемого сопротивления и реализуется в побоях, связывании, в насильственном удержании.
Если при изнасиловании либо покушении на него умышленно причиняется тяжкий вред здоровью, действия виновного следует квалифицировать по соответствующей части ст. 131 УК и по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 111 УК. Неосторожное причинение такого вреда здоровью исключает указанную совокупность.
Действия лица, умышленно причинившего в процессе изнасилования тяжкий вред здоровью потерпевшей, повлекший по неосторожности ее смерть, при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадают под признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 131 и ч. 4 ст. 111 УК.
Причинение вреда здоровью после совершения изнасилования квалифицируется как реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 УК и соответствующей статьей о преступлениях против здоровья личности.
Под угрозой применения насилия следует понимать запугивание потерпевшей высказываниями немедленного причинения физического насилия. Она должна восприниматься реальной, представляющей опасность для жизни и здоровья, при этом не имеет значения, имел ли виновный намерения действительно реализовать свою угрозу или только рассчитывал на ее психологическое воздействие. Угроза применения насилия может быть адресована не только самой женщине, но и ее родным и близким (например, детям), а также иным лицам, в отношении которых у потерпевшей есть определенные обязательства, обусловленные, например, осуществлением попечительства, выполнением трудовых обязанностей (воспитательница, учительница и т.д.) и др. Однако в этом случае необходимо, чтобы цель виновного была направлена на преодоление сопротивления жертвы, и таким образом, заставив ее совершить половой акт. Насилие или угроза применить насилие должны предшествовать половому сношению.
Угроза физического насилия, направленная в будущее, а равно угроза распространения сведений, позорящих потерпевшую или ее близких, угроза повреждения или уничтожения имущества не являются признаками объективной стороны изнасилования.
Статья 132. Насильственные действия сексуального характера
Непосредственный объект преступления определяется так же, как и при изнасиловании. Однако потерпевшим в этом случае может выступать лицо как женского, так и мужского пола.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением мужеложства, лесбиянства или иных действий сексуального характера с применением насилия, или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей).
Под мужеложством как разновидностью гомосексуализма (педерастии) понимается насильственное удовлетворение половой страсти путем сношения мужчины с мужчиной (per anus). Лесбиянство как вид гомосексуализма (сапфизм, трибадия) представляет собой насильственное удовлетворение половой страсти путем совершения женщинами в отношении друг друга действий сексуального характера (имитация полового акта, орально-генитальные контакты, мастурбация, петтинг, фроттаж и др.). Под иными действиями сексуального характера следует понимать насильственное удовлетворение половых потребностей между мужчиной и женщиной, между мужчинами и между женщинами в различных формах, кроме изнасилования, мужеложства и лесбиянства. Они могут выражаться в имитации полового акта (анальный или оральный коитус между мужчиной и женщиной, оральный коитус между мужчинами и т.д.) либо в воздействии на тело партнера без признаков полового акта, вызывающем половое возбуждение и оргазм виновного.