Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
В целях реализации государственной политики по вопросам развития малого предпринимательства, эффективного использования его возможностей в развитии национальной экономики с 01.01.99 г. применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в таких субъектах малого предпринимательства.
Упрощенная система налогообложения предусматривает введение единого налога для субъектов предпринимательской деятельности, которые имеют соответствующие размеры их параметров.
Единый налог - это налог, вводимый взамен нескольких видов действующих прямых и косвенных налогов и платежей и исчисляемый в установленном размере от соответствующих доходов его плательщиков.
В соответствии с Указом Президента Украины от 28.06.99 г. упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога могут применять юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, а объем выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг не превышает 1,0 млн грн. Эту систему налогообложения могут применять также и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, но при условии, если с ними в трудовых отношениях в течение года находятся не более 10-ти человек, а объем выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг не превышает 500,0 тыс. грн.
При этом выручкой от реализации продукции, товаров, услуг считается сумма денежных средств, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на текущий счет или в кассу за осуществление операций по продаже продукции, товаров, услуг.
Юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не могут применять другой метод расче-
тов за отгруженную продукцию, товары и оказанные услуги, кроме расчетов наличными через кассу или безналичными через счет в банке.
Не распространяется упрощенная система налогообложения на физических лиц, которые в соответствии с законодательством Украины платят фиксированный налог и др.
Упрощенная система налогообложения субъектами предпринимательской деятельности выбирается самостоятельно.
Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект предпринимательства подает письменное заявление установленного образца органу государственной налоговой службы по месту государственной регистрации не позднее, чем за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода и при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей в текущем периоде.
В случае выполнения субъектом предпринимательской деятельности всех условий налоговый орган в течение 10 дней со дня подачи заявления обязан выдать бесплатно свидетельство на право уплаты единого налога сроком на один год. Оно является основанием для перехода на уплату единого налога.
После окончания срока действия свидетельства на право уплаты единого налога, оно подлежит возврату в орган государственной налоговой службы, которая его выдала.
Объектом налогообложения является выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Исчисление налога производится по одной из следующих ставок, выбираемых самостоятельно плательщиком данного налога:
· 6% суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим на этот счет законодательством;
· 10% от суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Субъект малого предпринимательства, который платит единый налог, не является плательщиком следующих видов налогов и обязательных платежей:
· налога на прибыль предприятия;
· налога на доходы физических лиц (для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности);
· платы (налога) за землю;
· сбора на специальное использование природных ресурсов;
· сбора на обязательное социальное страхование;
· налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда плательщик избирал способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6%;
· отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
· коммунального налога;
· налога на промысел;
· сборов и отчислений в Пенсионный фонд;
· сборов за выдачу разрешений на размещение объектов торговли и сферы услуг;
· взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
· взносов в Государственный фонд защиты населения;
· платы за патент и др.
По результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) субъекты малого предпринимательства - юридические лица подают органу государственной налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет уплаты единого налога, а также платежное поручение об уплате этого налога с отметкой банка о зачислении средств.
Расчет суммы налога производится плательщиком каждый месяц умножением установленной ставки на сумму выручки, полученной от продажи продукции, товаров, работ, услуг (без сумм акцизов) за отчетный период (месяц). Форма расчета приведена в табл. 4.5.7.1.
Рассчитанная сумма налога юридическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности перечисляется ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в бюджет на отдельный счет казначейства.
Поступившие средства отделения казначейства перечисляют:
· в госбюджет Украины-20%;
· в местный бюджет - 23%;
· в Пенсионный фонд - 42%;
· на обязательное пенсионное страхование - 15%.
Отказаться от применения упрощенной системы налогообложения и вернуться к общей системе налогообложения субъект малого предпринимательства может с начала следующего отчетного периода (квартала) при условии подачи заявления в налоговый орган не позднее, чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного квартала.
В случаях нарушения условий единой системы налогообложения плательщики единого налога должны перейти на общую систему налогообложения и учета, начиная со следующего отчетного периода (квартала).
За правильность исчисления, своевременное представление расчетов, и уплату единого налога плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.
Местные налоги и сборы
Местные налоги и сборы - это платежи, которые устанавливаются местными органами власти и обязательны к уплате их плательщиками на. данной территории.
Наличие местных налогов и сборов и их уплата весьма важно, поскольку за счет них формируются местные бюджеты, из которых финансируются учреждения и организации непроизводственной сферы, местные органы государственной власти и самоуправления, предприятия и организации, которые входят в состав местного хозяйства и т.д.
Отдельные виды местных налогов и сборов, их размер, порядок исчисления и уплаты устанавливаются местными органами власти в границах соответствующих территорий, а также в пределах их перечня и ставок, установленных законодательством Украины.
В настоящее время в Украине действуют следующие виды местных налогов и сборов:
· коммунальный налог и налог с рекламы;
· гостиничный, рыночный и курортный сбор;
· сбор за парковку автотранспорта;
· сбор за выдачу ордера на квартиру;
· сбор за использование местной символики;
· сбор за проезд по территории Автономной Республики Крым иприграничных областей автотранспорта, который едет за границу;
· сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
· сбор за предоставление земельных участков в населенных пунктах и др.
Ниже рассматривается сущность, порядок расчета и уплаты отдельных видов местных налогов и сборов.
Коммунальный налог
Коммунальный налог- это обязательный местный налог, исчисляемые необлагаемого фонда оплаты труда работников по установленным срокам.
Плательщиками коммунального налога являются все юридические лица, за исключением бюджетных учреждений и организаций, а также сельскохозяйственных предприятий.
Конкретно коммунальный налог уплачивают:
· все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия с иностранными инвестициями, их филиалы, отделения и другие подразделения, являющиеся юридическими лицами и имеющие свой баланс, текущий счет в учреждениях банков и осуществляющие хозяйственную, предпринимательскую и другую коммерческую деятельность - с необлагаемого фонда оплаты труда работников, занимающихся этими видами деятельности;
· отдельные подразделения, филиалы хозяйствующих субъектов, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета в учреждениях банков - с необлагаемого фонда оплаты труда своих работников, в составе предприятий, являющихся юридическими лицами;
· предприятия и организации, не являющиеся хозрасчетными, но получающие доходы от хозяйственной деятельности - с необлагаемого фонда оплаты труда, рассчитанного на работников, занимающихся этой деятельностью;
· бюджетные учреждения, финансирующиеся из местного и государственного бюджетов - с необлагаемого фонда оплаты труда работников, заикающихся хозяйственной и коммерческой деятельностью в составе этих учреждений.
Объектом обложения коммунальным налогом является необлагаемый фонд оплаты труда работников, исчисленный умножением официально установленного необлагаемого минимума доходов граждан на среднесписочную численность работающих за отчетный месяц. Среднесписочная численность работающих за отчетный месяц исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1 по 31, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и делением полученной суммы на число дней календарного месяца. При этом в состав списочного состава работников включаются работники, работающие на условиях трудового договора как в самом предприятии, так и за его пределами.
Численность же работников списочного состава за выходной и праздничный (нерабочий) день принимается на уровне списочной численности
работников за предыдущий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается на уровне численности работников списочного состава за рабочий день, предшествующий выходным или праздничным (нерабочим) дням.
Расчет суммы налога производится его плательщиками ежеквартально с помесячной разбивкой в специальной форме. При этом сумма налога определяется умножением рассчитанного необлагаемого фонда оплаты труда на установленную ставку, которая не должна превышать 10%. Форма расчета суммы коммунального налога приведена в табл. 4.6.1.1.
Таблица 4.6.1.1