Социальная природа крайней необходимости
Применительно к социальной природе крайней необходимости имеются две точки зрения, высказанные в юридической литературе :
Первая, состоит в том, что действия в состоянии крайней необходимости не являются общественно опасными.
Вторая, состоит в том, что происходит столкновение ( коллизия ) с охраняемых законом общественных отношений и при крайней необходимости за счет причинения меньшего вреда, спасается ( защищается) большее. Вторая точка зрения, на мой взгляд более обоснована.
Действия при крайней необходимости является правом всех граждан, для отдельных категорий:
· спасателей
· работники пожарной охраны и др.
действия по устранению опасности являются обязанностью, невыполнение которых может влечь ответственность.
Поскольку крайняя необходимость связана с причинением вреда охраняемым интересам, действия эти могут считаться правомерными при наличии ряда условий как относящихся к опасности, так и к её устранению.
Как и применительно к иным обстоятельствам, опасность при крайней необходимости должна быть наличной то есть неминуемой ( возникшей, но еще не устраненной ).
Опасность так же должна быть действительной, реально существующей, а не мнимой.
Применительно к условиям правомерности, относящимся к устранению опасности, выделяются следующие признаки. При устранении опасности вред причиняется иным правам и интересам, охраняемым уголовным законом. Это может быть вред личности и имущественный вред, а так же вред природе, производству, общественному порядки и безопасности.
Следующее условие правомерности действия, их своевременность, ограниченное отрезком времени от момента возникновения угрозы до устранения опасности. Будущая опасность, равно как и миновавшая опасность, и опасность мнимая, не образует состояния крайней необходимости, а ущерб, носящий умышленный характер в этом случае несет наступление уголовной ответственности.
Условием правомерности является также то, что опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, то есть без причинения вреда охраняемым интересам. Вред, причиняемый в данном случае, выступает средством устранения другого вреда.
Обязательным условием правомерности крайней необходимости является недопустимость превышения ее пределов. Превышение пределов крайней необходимости, в соответствии с частью 2 ст. 39 УК РФ признается причинение вреда, явно несоответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельством, при которых опасность устранялась. При этом охраняемым интересам был причинен вред равный или более значимый, чем предотвращенный. Такое превышение влечет уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Законодатель в данном случае превышение пределов крайней необходимости связывает с явным ( видимым ) несоответствием вреда характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась. Превышение пределов – это всегда несоответствие явное, видимое для лица, находящегося в условиях крайней необходимости между причиняемым вредом и грозящей опасностью и как результата такого несоответствия – причинение равного или более значительного вреда чем вред предотвращенный. При превышении пределов крайней необходимости утрачивается социальный смысл действий по устранению вреда, что устраняет саму необходимость вреда, а значит и правомерность его причинения.
Постепенно раскрывая судебную практику на приведенных примерах можно так же отметить, что уголовное дело может даже не быть возбужденным, если действия лица будут признанны до момента возбуждения уголовного дела как действия совершенные в состоянии крайней необходимости. В том случае, ели для установления этого нет необходимости в проведении следственных действий. Практика прокурорского надзора в рамках нашего города показывает, что все случаи отказа в возбуждении уголовного дела носят законный характер, а потому ни одного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменено не было.
Однако, если все таки будет выяснено, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено незаконно, лицом производящим разбирательство, то прокурор выносит постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывая четкие основания, по которым вынесено данное постановление.
Если все таки возникает необходимость в проведении следственных действий для установления правомерности действий лица, то уголовное дело возбуждается и лицо на любом этапе может быть освобождено от уголовной ответственности как лицо, признанное подозреваемым, так и обвиняемым.
Если в ходе предварительного следствия следствие не могло принять решение о том, что действия лица могут признаться как действия совершенные в состоянии крайней необходимости, то по уголовному делу составляется обвинительное заключение и дело направляется прокурору для утверждения обвинительного заключения. В том случае, если прокурор сочтет, что действия лица все же можно признать как действия совершенные в состоянии крайней необходимости, то он может лично прекратить уголовное дело в отношении данного лица.
Если по делу проходит несколько соучастников и действия лишь одного лица, можно квалифицировать как действия совершенные в состоянии крайней необходимости, то уголовное преследование прекращается только в отношении одного или двух лиц, в зависимости от признания их действий таковыми.
Если будет признанно, что какая – то часть преступного деяния была совершена в состоянии крайней необходимости, то уголовное преследование прекращается в части. Все вышеуказанные действия могут совершаться на всех этапах движения уголовного дела. Как на стадии предварительного следствия, так и на стадии утверждения обвинительного заключения, так и на стадии судебного разбирательства.
Если все же будет выяснено, что прокурор так же сомневается в принятии решения о действиях лица, как о действиях совершенных в состоянии крайней необходимости, то прокурор вправе утвердить обвинительное заключение и направить материалы уголовного дела в суд для проведения судебного разбирательства. Суд, признав действия лица, как действия совершенные в состоянии крайней необходимости может прекратить уголовное преследование, или уголовное дело.
Глава 6