История институтов амнистии и помилования в россии
Социальная сущность амнистии аналогична сущности помилования: и в том и в другом случае проявляется милосердие по отношению к лицу, совершившему преступление. Именно так понимают сущность амнистии большинство ученых. Например, А.В. Наумов отмечает, что «амнистия -
это не реабилитация, а акт милосердия». Схожей представляется характеристика сущности амнистии в качестве категории прощения лицу совершенного им преступления. Прощение в лингвистическом смысле означает «милость к провинившемуся, снисходительность к вине, помилование».
Государство в отдельных случаях не может забыть того факта, что применяло амнистию к своему гражданину и этот гражданин не оправдал доверия, однако проявить по отношению к нему милосердие, прощение может[1].
Амнистия (ст. 84 УК) - это акт законодательного органа власти страны в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание,
досрочно снимается судимость.
Амнистия (греч. amnestia - забвение, прощение) имеет глубокие исторические корни. Поначалу она являлась средством воздействия на религиозные чувства народа, а значит - средством управления народом. Именно такой образ амнистии стал объектом рецепции Римского права.
Историческое развитие амнистии наиболее тесно связано с институтом помилования. Помилование представляет собой один из древнейших институтов уголовного права, появившийся одновременно с государственной властью и системой правосудия. Он был закреплён уже в законах Хаммурапи. Амнистия существовала ещё в Древней Руси, когда князья, проявляя милость, прощали целую группу преступников (до появления централизованного государства миловать преступников мог каждый удельный князь в пределах своего княжества). Но в то время для обозначения амнистии использовались такие понятия, как «помилование», «прощение».
Возможность официального прощения присутствовала в Судебнике 1550 г., где устанавливалось, что лицо остается в «опале», до определения наказания или до наступления амнистии. Несмотря на отсутствие процессуальных форм, фактически амнистия применялась часто. Со времени Бориса Годунова сделались обычными «милостивые манифесты» по поводу восшествия на престол, в случае болезни царя или членов его семьи, в помин души и т.п.
При Петре Первом акты амнистии издавались по поводу одержанных побед, в связи с заключением мира. В петровскую эпоху наметились новые тенденции института прощения. Наряду с политическими выделялись и иные причины амнистии, как, например, принятие обязанности поставки рекрут, принятие православия, указание минеральных залежей, обучение ремеслам, принятие на себя обязанности палача и пр.
С введением в России в начале ХХ столетия конституционных начал и образованием Государственной Думы - первого законодательного представительства в России, право прощения в полном объеме (амнистия и помилование) сохранилось за императором, что противоречило традиции принадлежности амнистии народному представительству.
Непосредственно перед 1917 г. в России применялось несколько форм прощения:
Первая форма - аболиция, которая отменяла общий закон для конкретного случая и погашала само преступление.
Вторая форма прощения - индульгенция, посредством которой погашалось не само преступление в целом, а только наказание за совершенное преступное деяние.
Третья форма прощения - реабилитация. По реабилитации виновный освобождался от отбытия части наказания с восстановлением в правах.
Первым правовым актом в России, изданным в форме амнистии, был Указ Временного правительства от 07.03.1917. В целом, после свержения царизма в России первые акты об амнистии (в их числе и упомянутый Указ) были направлены на то, чтобы массовому освобождению заключенных восставшим народом придать хоть какую-то законную форму. Интересно, что уже летом 1917 г. Временное Правительство пыталось (разумеется, безуспешно) вернуть освобожденных из мест лишения свободы обратно.
Конституция РСФСР 1918 г. уже упоминает общую и частичную амнистию. А с образованием Союза ССР и принятием в 1924 г. Конституции СССР и конституций союзных республик акты амнистии стали издаваться как общесоюзными, так и республиканскими государственными органами и приобрели более определенную структуру. Так, полное и частичное освобождение от наказания, равно как и его смягчение, ставилось в зависимость от вида и срока наказания, назначенного судом, пола и возраста лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, указанных в самих актах об амнистии. Кроме того, общесоюзные и республиканские акты об амнистии порой распространялись не только на преступления, но и на административные правонарушения и дисциплинарные проступки.
На территориальных пределах амнистии сказывалось федеративное построение советского государства. Амнистия длительное время относилась к сфере совместного ведения федерации и субъектов. Согласно Конституции СССР 1924 г. центральные исполнительные комитеты союзных республик пользовались правом амнистии, помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик (ст. 69). В период с 1934 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. правом амнистии в порядке исключения пользовались и отдельные автономные республики.
Влияние на формирование института амнистии оказала судебная практика. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 (ред. от 14.03.1963) № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» был дан глубокий анализ правового института амнистии. Благодаря обобщению судебной практики, акты об амнистии стали приобретать все более определенную структуру, освобождение от наказания и его смягчение ставились в зависимость от вида и срока наказания, пола и возраста лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, указанных в самих актах об амнистии.
В советской России происходит нормативное разделение амнистии и помилования, хотя первое время эти понятия законодательно не дифференцировались. В Конституции РСФСР 1937 г. уже отдельно говорилось об амнистии и помиловании граждан, осужденных судебными органами РСФСР (п. «е» ст. 19). До этого времени помилование в советском законодательстве чаще именовалось «частной амнистией», вероятно, в противовес понятию, употребляемому в царской России.
Великая Отечественная война существенно изменила правовую политику государства. Изданные в эти годы акты об амнистии преследовали цель пополнения рядов Советской Армии. А 7 июня 1945 г. в связи с победой над фашистской Германией была объявлена амнистия, связанная, соответственно, с существенным изменением социально-политической обстановки. После войны наблюдается новый этап ужесточения репрессий, длящийся примерно до 1953 г. Отметим, что в советские годы (особенно в период политических репрессий) в отношении осужденных по политическим статьям суровые наказания исполнялись непреклонно. Амнистии и помилования применялись практически исключительно в отношении «уголовников» (проявление «классового подхода»).
Новый этап в развитии института амнистии был связан с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг. Но надо отметить, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (далее - УК РСФСР 1960 г.) скупо регламентировал освобождение от уголовной ответственности и наказания по амнистии. Так, ст. 56 УК РСФСР 1960 г. закрепляла то, что освобождение осужденного от отбывания наказания, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке амнистии, может применяться только судом в случаях и в порядке, указанных в законе.
Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. расширили правовую основу амнистии, сняв ограничение, основанное на понятии «осужденный», и предусмотрев освобождение от ответственности и наказания по амнистии в любой стадии процесса. Таким образом, уже в советское время институт амнистии оформился почти в том виде, в каком существует сейчас.
В целом, в СССР были приняты несколько актов об амнистии, число освобожденных заключенных по каждой из которых превысило 50 тысяч человек (1927, 1937, 1953, 1987 гг.). Последствия амнистий бывали различными. Так, смерть Сталина в 1953 г. привела к изданию беспрецедентной амнистии, по которой необоснованно были освобождены многие рецидивисты, совершившие затем тяжкие уголовные преступления, что привело к обострению криминогенной обстановки в стране (аналогичные последствия имела амнистия 1957 г.). А в 1970-80-х гг. уровень рецидива среди амнистированных составлял не более 3 %.
В советский период многие акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников:
· постановление ВЦИК РСФСР от 05.11.1919 «Об амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции»;
· декреты ВЦИК РСФСР: от 01.05.1920 «Об амнистии к 1 мая 1920 года», от 06.11.1920 «Об амнистии к 3-й годовщине Октябрьской революции» и др. При этом в преамбуле к амнистии от 01.05.1920, например, рабоче-крестьянская власть обращалась с призывом к осужденным помочь стране своим участием в борьбе с хозяйственной разрухой и исправить причиненный их проступками вред;
· амнистия в связи с 50-летием Октябрьской революции (31.10.1967).
История нашей страны знает примеры освобождения актом амнистии лиц, совершивших административные проступки. Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1957 и от 31.10.1967 были освобождены от мер взыскания граждане, совершившие административные правонарушения.
Конституцией РСФСР 1978 г. предусматривалось объявление амнистии и осуществление права помилования только в отношении осужденных судами РСФСР. Однако практика амнистирования вышла за пределы конституционных установок. Большинством актов об амнистии давались указания о прекращении уголовных дел в процессе их расследования.
Изменения в правовой системе, коснувшиеся амнистии и помилования, произошли с введением института президентства в СССР. Президент СССР был наделен правом осуществления помилования, а Президиум Верховного Совета СССР вправе был издавать акты амнистии.
Вот особенности некоторых амнистий, осуществленных в тот период:
в ст. 4 акта амнистии в связи с 70-летием Октябрьской революции (18.06.1987) предписывалось освобождение из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду осужденных к лишению свободы на срок до трех лет. Такого рода предписания встречаются относительно редко;амнистия оправдана и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, т.к. применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. В качестве примера такой амнистии можно привести Постановление Верховного Совета СССР от 28.11.1989 № 842-1 «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане»; актом амнистии от 1 ноября 1991 г. было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшее воинское управление (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, воинские комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения. Следовательно, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной.
С распадом СССР и избранием первого Президента РФ начался интенсивный процесс формирования качественно новой правовой системы. Право осуществления помилования стало принадлежать Президенту РФ, а издание актов амнистии - Верховному Совету РФ. Эти законодательные положения существовали до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. Статьи, посвященные амнистии и помилованию впервые выделил в отдельную главу лишь Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ).
Историю развития уголовного законодательства и практику его применения можно представить как непрерывное взаимодействие двух направлений - усиление и ослабление уголовной репрессии. В годы советской власти акты об амнистии, снижающие уровень уголовных репрессий, оказались неотъемлемой составной частью внутренней политики. Причем акты об амнистии в период новейшей российской истории принимались в разной форме (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета СССР, закон СССР). История становления институтов амнистии и помилования свидетельствует о трудных путях развития этих правовых институтов, тесно связанных с классовой политикой государства[2].
Итак, российскому дореволюционному законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилась значительно позже. В русском праве институты амнистии и помилования процессуально не разделялись, что не позволяло их дифференцировать по предмету и субъектам. Помилование-амнистия длительное время рассматривались как единое целое, как неразделенная акция прощения, осуществляемая высшими лицами государства: до начала XX в. амнистия в качестве самостоятельного правового института не была известна. Право амнистии выросло из прерогативы помилования, обособилось от нее только на стадии, когда амнистия получила гражданско-политический характер. Впоследствии амнистии издавались в связи с юбилейными датами и важными событиями в жизни страны.