Понятие и исчисление сроков в рамках административного судопроизводства
КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции административных дел, в частности:
· о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;
· об оспаривании нормативных правовых актов, решений действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделённых отдельными государственными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции;
· о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц, а также административные дела;
· о приостановлении деятельности и ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации;
· о прекращении деятельности СМИ;
· о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждения;
· о госпитализации в психиатрический или противотуберкулёзный стационар в недобровольном порядке.
Вышеперечисленные категории административных дел рассматриваются и разрешаются по существу через процессуальные действия субъектов административного судопроизводства, которые ограничиваются установлением временных пределов для их осуществления. Установленные современным российским законодательством об административном судопроизводстве временные пределы осуществления процессуальных действий сформировали новый институт процессуальных сроков административного судопроизводства, который обеспечивает не только своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, но и обязательное соблюдение норм административного судопроизводства лицами, участвующими в деле при реализации административной правосубъектности, а также решение такой задачи административного судопроизводства как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Данный институт не только обеспечивает вышеназванные задачи, но имеет важное значение для обеспечения деятельности судов в разрешении административных дел. Он также обеспечивает оперативность и экономность разбирательства; способствует своевременности их рассмотрения и разрешения; содействует определённости, устойчивости и ясности административно-процессуальных отношений сторон.
Определив правовую значимость в административном судопроизводстве института процессуальных сроков наравне с другими институтами, обеспечивающими реализацию задач административного судопроизводства, полагаем целесообразным легализовать понятие «процессуальные сроки» в норме ст. 18 КАС РФ «Основные понятия, используемые в настоящем кодексе», либо в главе 8 КАС РФ «Процессуальные сроки». Мы понимаем под процессуальными сроками в административном судопроизводстве время, установленное федеральным законодательством или судом, для совершения процессуальных действий по административным делам, возникшим из административных и иных публичных отношений.
Процессуальные сроки в административном судопроизводстве имеют свои особенности, отличающие их от процессуальных сроков в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, несмотря на то, что они в определенной степени «перекочевали» из гражданского и арбитражного процесса.
К таковым относится::
а) процессуальные сроки в административном судопроизводстве могут быть установлены федеральным законодательством, если таковые не установлены законом, то они устанавливаются судом с учетом принципа разумности (часть 1 ст. 92 КАС РФ);
б) процессуальные сроки обеспечивают своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, возникших из администра- тивно-публичных правоотношений;
в) процессуальные сроки придают процессуальным правоотношениям упорядоченность, определенность и дисциплинируют участников административного судопроизводства;
г) процессуальные сроки исчисляются не только годами, месяцами или днями, но и часами (части 3 и 4 ст. 92 КАС РФ);
д) назначение процессуальных сроков определено особой категорией рассматриваемых и разрешаемых административных дел, предусмотренных главами 22-32 раздела 4 КАС РФ;
е) исчисление процессуальных сроков определено наличием упрощенного (письменного) производства по административными делам, предусмотренного главой 33 раздела 5 КАС РФ.
Перечисленные особенности процессуальных сроков позволяют провести их классификацию по ряду оснований: по порядку их установления; по способу исчисления; по субъектам, которым адресованы процессуальные нормы; по стадиям административного судопроизводства.
По порядку установления сроки подразделяются на:
· нормативные, т.е. установленные федеральным законом (например: срок разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству - часть 1 ст. 127 КАС РФ);
· судебные, т.е. устанавливаемые самостоятельно судом (судьей) (часть 1 ст. 92 КАС РФ). Данный процессуальный срок должен устанавливаться с учетом принципа разумности (пункт 4 ст. 6 КАС РФ «Принципы административного судопроизводства»).
По способу исчисления сроки подразделяются на:
· конкретные отрезки времени (года, месяцы, дни, часы) - части 2^1 ст. 92 КАС РФ;
· календарные даты (часть 2 ст. 92 КАС РФ);
· указание на определенное событие (место, порядок осуществления процессуальных действий) - часть 2 ст. 92 КАС РФ.
По субъектам, которым адресованы процессуальные сроки:
· сроки для действий, совершаемых самим судом (судьёй), рассматривающим административное дело;
· сроки для действий основных участников административного судопроизводства;
· сроки для участников административного судопроизводства, содействующих рассмотрению административного дела.
По стадиям административного судопроизводства сроки подразделяются на:
· сроки принятия и рассмотрения административного искового заявления;
· сроки подачи и рассмотрения апелляционных жалоб, предоставлений;
· сроки рассмотрения коллегиальных и надзорных жалоб, представлений;
· сроки подачи заявлений, представления о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
В КАС РФ нашли закрепление общие сроки для рассмотрения административных дел: до 3-х месяцев для рассмотрения дел в ВС РФ и до 2-х месяцев для рассмотрения дел во всех остальных судах (часть 1 ст. 141 КАС РФ). Частью 2 ст. 141 КАС РФ эти сроки могут быть продлены максимально на 1 месяц. Для отдельных категорий административных дел установлены как более короткие сроки - например, по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ - административное дело рассматривается в течение 5 дней, так и более длительные - например, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций такой срок составляет 3 месяца вне зависимости от того, в каком суде рассматривалось дело (ст. 289 КАС РФ).
Резюмируя, отметим, что в КАС РФ процессуальные правоотношения в достаточной степени упорядочены, чем будет обеспечена оперативность, экономичность совершения процессуальных действий и дисциплинированность участников административного судопроизводства.