Лица, содействующие осуществлению правосудия в административном судопроизводстве.
Секретарь судебного заседания, эксперт, специалист и переводчик относятся к группе лиц, содействующих осуществлению правосудия. Их процессуальное положение характеризуется отсутствием юридического интереса к делу, поэтому обязательным условием их участия в процессе является отсутствие у них личной прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела. Прокурор также должен быть не заинтересован в исходе дела, если он вступает в процесс для дачи заключения по административному делу. Важным является закрепление права свидетеля заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе (п. 4 ч. 10 ст. 51 КАС).
Специфика процессуального положения каждого субъекта, входящего в группу "иных участников", прописана в отдельных статьях о них (ст. 49 - 53 КАС) и состоит в ограниченности объема их процессуальных прав и обязанностей, которые предоставляются этой группе лиц законом в объеме, необходимом для выполнения стоящей перед ними задачи. Например, для свидетелей, экспертов, специалистов - содействие суду в осуществлении правосудия, для переводчика плюс к этому - оказание помощи лицу, участвующему в деле, в реализации его процессуальных прав и обязанностей путем перевода с языка суда на родной язык или на любой другой избранный им язык, который обеспечивает ему общение в процессе (ч. 2 ст. 12 КАС).
Секретарь судебного заседания не только процессуальная фигура. Он входит в аппарат суда. Действуя в процессе, он выполняет и свои служебные обязанности. Секретарь судебного заседания выделяется из других участников процесса тем, что он вправе и обязан подписывать протокол судебного заседания и иные протоколы наряду с судьей, что свидетельствует о его высокой ответственности за содержание этих протоколов.
В ст. 53 КАС включены указания на то, что секретарь осуществляет направление судебных вызовов и извещений; проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебных заседаниях, выясняет причины их неявки и докладывает об этом председательствующему в судебном заседании; обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами; ведет протокол судебного заседания; оформляет материалы административного дела; выполняет иные поручения председательствующего в судебном заседании. В действующих ГПК и АПК такой нормы нет. секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по административному делу лиц явился, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки. секретарь судебного заседания составляет протокол и обеспечивает контроль за использованием в ходе судебного заседания или при совершении отдельного процессуального действия стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференцсвязи и (или) иных технических средств.
Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле (ст. 55 КАС РФ).
Подведомственность административных дел судам. Разграничение компетенции на рассмотрение административных дел между судами общей юрисдикции и иными судами судебной системы России. Последствия несоблюдения правил подведомственности.
Подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных юрисдикционных органов (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды).
Критерии подведомственности– отражённые в нормах права признаки юридических дел, позволяющих судить о том, каким органы подведомственно их разрешение. Достаточно четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно на основе выработанных и широко использующихся в теории и на практике критериев подведомственности. К таким критериям относятся: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения:
1) характер спорного правоотношения, которое должно носить гражданский, административный либо иной характер, связанный с предпринимательской деятельностью;
2) экономический характер спора - отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.
Принцип определения подведомтсвенности состоит в том, что распределение подведомственности этих дел между судами основано на правиле универсальной подведомственности административных споров судам общей юрисдикции, за исключением споров, отнесенных к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов. Суть этого правила: дела, не подведомственные иным судам, подведомственны общему суду.
Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.