Обзор основных нормативно-правовых источников, регламентирующих осуществление государственного земельного надзора

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы: "Государственный земельный надзор в системе управления объектами недвижимости в Кущевском районе"

Актуальность темы исследования.Государственный земельный надзор – это деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации.

Объект недвижимости - это объект, который связан с землей так, что его перемещение без соразмерного ущерба его назначению невозможно. Земельный надзор является одной из функций управления объектами недвижимости.

В ходе проверок государственным инспектором межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю был выявлен большой процент незарегистрированной недвижимости физических лиц. Как следствие этого факта, бюджет муниципального образования недополучает крупные суммы денежных средств.

На законодательном уровне не установлены конкретные сроки обращения граждан в регистрирующие органы в целях регистрации прав на недвижимое имущество. В результате складывается ситуация, при которой физические лица - собственники земельных участков для индивидуального жилищного строительства, получив разрешение на строительство дома, которое выдается на десять лет, и, завершив строительство, не осуществляют государственную регистрацию права собственности на построенные объекты недвижимости. Это позволяет им годами не уплачивать налог на имущество физических лиц.

Механизм выявления незарегистрированных построек следующий. Данные аэрофотосъемки территории сопоставляются с информацией Единого государственного реестра недвижимости и архивами БТИ.

В результате анализа сложившейся ситуации было сформулировано предложения: внести изменение в земельное законодательство, расширить полномочия государственного инспектора, наделить его правом, привлекать к административной ответственности физических лиц за уклонение от регистрации права собственности. Это станет фактором, способствующим к побуждению граждан, регистрировать объекты капитального строительства и частично компенсирует выпадающие доходы муниципалитетов в связи с отсутствием поступлений налога на имущество физических лиц по объектам индивидуального жилищного строительства, в отношении которых физические лица не осуществляют государственную регистрацию прав собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Принятие решения о внесении изменения в законодательство о расширении полномочий инспектора по государственному земельному надзору носило бы положительный социально-экономический эффект, создавая правовую основу для роста доходного потенциала муниципалитетов по земельному налогу.

Объектом исследования является земельные участки с неучтёнными и незарегистрированными объектами недвижимости.

Предмет исследования проблема выявления неучтённых и незарегистрированных объектов недвижимости на территории Кущёвского района Краснодарского края.

Цель исследования.Анализ осуществления государственного земельного надзора в Кущевском районе Краснодарского края и разработка предложений о внесении изменений в действующее законодательство по расширению полномочий инспектора по государственному земельному надзору.

Задачи исследования:

– рассмотреть правовые основы государственного земельного надзора;

– изучить практику ведения государственного земельного надзора на территории Кущёвского района, проблемы применения законодательства в этой области;

– рассмотреть земельный надзор в системе управления объектами недвижимости;

- проанализировать количество неучтённой и незарегистрированной недвижимости по на территории Кущёвского района;

- предложить внести изменения в действующее законодательство по расширению полномочий инспектора по государственному земельному надзору с целью привлечения к административной ответственности за уклонение от государственной регистрации прав на объекты капитального строительства на земельных участках.

Научная новизназаключается в постановке вопроса и обосновании предложения о внесении изменения в законодательство по расширению полномочий инспектора по государственному земельному надзору.

Практическая значимостьисследованиязаключается в том, что расширение полномочий государственного инспектора по земельному надзору на законодательном уровне позволит привлечь к административной ответственности физических лиц за уклонение от государственной регистрации прав, тем самым принуждая владельцев к оформлению прав и регистрации объектов недвижимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информационную базу исследования составляют данные аэрофотосъемки, данные Единого государственного реестра недвижимости, информация, предоставленная из государственного фонда данных, статистические данные Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Публикации результатов исследований по теме выпускной квалификационной работы. По данной теме опубликовано три научные статьи в журналах РИНЦ и одна находится в печати.

Представленная выпускная квалификационная работа состоит из:введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.

Во введенииопределены актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главевыполнен обзор литературных источников и основных нормативно-правовых источников, регламентирующих осуществление государственного земельного надзора.

Во второй главепредставлено описание Кущевского районаКраснодарского края.

В третьей главерассмотрен государственный земельный надзор как функция управления объектами недвижимости.

В заключении по результатам проведенных исследований были сформулированы выводы и разработаны предложения.

.

Законодательство в сфере государственного земельного надзора состоит из Земельного Кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Перечень основных нормативных правовых актов в сфере регулирования земельного надзора:

‒ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В материальном смысле Конституция — это совокупность правовых норм, которые определяют высшие органы государства, а также порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение гражданина по отношению к государственной власти.

Конституцию также можно охарактеризовать как договор между государством и населением, где определяются взаимоотношение сторон и порядок формирования государства.

Ст. 9 Конституции РФ гласит о том, что земля и другие природные ресурсы охраняются и используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории, а также о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, распоряжение и пользование землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

‒ Земельный кодекс РФ — это нормативно-правовой акт, который является основным источником земельного права в России.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией PФ находится в сoвместном ведении Pоссийской Федеpации и субъектoв PФ. Земельное закoнодательство сoстоит из Земельного Кодекса, федеpальных законов и пpинимаемых в соответствии с ними закoнов субъектoв PФ.

Нoрмы земельного права, сoдержащиеся в других федеральных закoнах, закoнах субъектов РФ, обязаны не противоречить Земельному Кoдексу.

Земельные отношения также могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые должны соответствовать Земельному Кодексу и федеральным законам.

В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации. За нарушение таких требований законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

‒ Гражданский кодекс — это систематизированный законодательный акт, который содержит нормы гражданского права, расположенные по определённой системе.

Ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о том, что (ГК РФ) лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе дарить его, продавать, сдавать в аренду или отдавать в залог и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ), поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей ограничивается или не допускается. Пользование земельными участками, отнесенными к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых их целевым назначением.

Согласно ст. 261 ГК РФ, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не нарушает прав других лиц и не установлено законами о недрах и об использовании воздушного пространства, иными законами.

‒ Кодекс об административных правонарушениях — это нормативный акт, который регулирует общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливает общие начала, органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечень всех административных правонарушений.

Ст. 23.21 гласит - органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по земельному надзору, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по земельному надзору и их заместители;

3) главные государственные инспектора городов и районов по земельному надзору, их заместители;

4) главный государственный инспектор Российской Федерации в области земельного надзора, его заместители;

5) главные государственные инспектора Российской Федерации в области земельного надзора по субъектам Российской Федерации, их заместители;

6) главные государственные инспектора в области земельного надзора по городам, районам, их заместители.

За не соблюдение следующих статей наступает административная ответственность:

- статьей 8.5 КоАП РФ - в части сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии земель;

- частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

- частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

- статьей 19.6 КоАП РФ - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

- статьей 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;

- частью 1статьи 20.2 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

‒ Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ вступил в законную силу с 1 января 2017 года. Он характеризуется прежде всего тем, что комплексно регламентирует отношения по оформлению недвижимости, охватывая сферы и кадастрового учета, и государственной регистрации прав на недвижимость. То есть, по существу, в Законе № 218-ФЗ объединены предметы регулирования двух самостоятельных законов – № 221-ФЗ и № 122-ФЗ.

Оформление прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством РФ - очень важная процедура, без которой правообладатель такого объекта не сможет его ни продать, ни подарить, ни иным образом им распорядиться.

Иными словами, правообладатели вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Одним из главных событий 218 ФЗ является объединение двух баз по недвижимости - Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Создание одного реестра, содержащего сведения о правах на недвижимость, об ограничениях и технических характеристиках, существенно упростило процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

Вступление в силу 218 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. С января 2017 года заявители могут получать услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно подать одно заявление, и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет - не более пяти дней.

‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.

Росреестр осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- контроль за проведением землеустройства;

- государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

- государственный земельный контроль и другие.

‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Правила подготовки органами государственного надзора и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Устанавливается порядок подготовки органами государственного надзора и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.

Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного надзора и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, надзора в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также в части осуществления полномочий субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного надзора и муниципального контроля, предусматривается включение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля, а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного надзора.

‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре".Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (далее - специально уполномоченные органы).

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. №251 "О утверждении правил проведения административного обследования объектов земельных отношений". Настоящие Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.

Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.

‒ Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. №178 "Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Приказ содержит перечень должностных лиц федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, а точнее:

- Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

- Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, а также контроль за соблюдением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической и картографической деятельности.

- Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль.

‒ Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.06.2011 № 318 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент) определяет порядок, сроки и последовательность действий при проведении проверок Росреестром и территориальными органами Росреестра (далее - территориальные органы) при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований земельного законодательства, охраны и использования земель по вопросам, отнесенным к компетенции Росреестра (его территориальных органов) (далее - обязательные требования).

Проверки соблюдения земельного законодательства проводятся федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра и территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля (далее - должностные лица). Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию, являются:

а) руководитель Росреестра, являющийся по должности главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

б) заместитель руководителя Росреестра и руководитель структурного подразделения центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

в) специалисты структурного подразделения Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

г) руководители территориальных органов Росреестра, являющиеся по должности главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

д) заместители руководителей территориальных органов Росреестра и руководители структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности заместителями главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель;

з) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности заместителями главных государственных инспекторов городов и районов по использованию и охране земель;

и) специалисты структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являющиеся по должности государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель (далее - инспекторы), при проведении проверок имеют право:

- запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

- посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля.

‒ Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Приказ предлагает осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе издать организационно-распорядительные документы; определить конкретных работников, исполняющих данные обязанности; провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с руководителями органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующего уровня, на которых определить механизм действий по осуществлению новых полномочий; обеспечить уведомление органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о разграничении компетенции органов прокуратуры при согласовании внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с предоставлением соответствующих сведений о таких прокуратурах применительно к каждому территориальному образованию (адреса, номера телефонов, факсов, электронная почта и др.).

‒ Приказ генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 «О реализации федерального закона от 26.12.2008 № 294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля». Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93, изданным в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля", утвержден "Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства".

Согласование с органами прокуратуры решений о проверках малых и средних предприятий.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена на основании сообщений (граждан, юридических лиц, органов власти, СМИ) о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, сообщений об угрозе либо возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом органы государственного надзора, органы муниципального контроля обязаны согласовать проведение проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами надзора субъектов Российской Федерации согласование проводится прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов РФ.

В отношении проверок, проводимых соответственно городскими, районными либо иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и региональных органов контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, а также органами муниципального контроля согласование проводится прокурорами (заместителями прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур.

Процедура согласования. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного надзора, органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения соответствующий контрольный орган представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного надзора, орган муниципального контроля. Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами контроля документами.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

- несоблюдение требований, установленных Законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

- несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

- проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Согласование незамедлительного проведения внеплановой выездной проверки.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных <

Наши рекомендации