Основные категории профессиональной морали сотрудников ОВД.
Профессиональная этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе деятельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности.
Категории этики - это понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны нравственного освоения человеком окружающего мира.
К числу основных категорий мировоззрения как способа духовно-практического освоения мира относятся такие нравственные категории, как добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть, смысл жизни, счастье, нравственный идеал. Кроме этих основных существует множество других этических понятий: зависть, корысть, слава, милосердие, грубость, вежливость и т.д.
Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел как систематизированное знание оперирует собственным категориальным аппаратом.
Добро и зло - это центральные понятия морального сознания и важнейшие категории этики. Они являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, в деятельности отдельных групп, классов, а также крупных исторических событий.
Поскольку мораль исторически изменчива, человеческие представления о добре и зле меняются от эпохи к эпохе, что позволяет говорить об относительности этих понятий и их конкретно историческом характере.
Однако это не означает, что в мире не существует абсолютного добра или зла. Например, сеять хлеб, рожать детей, защищать невинных, накормить голодных - во все времена считалось добром, а предать друга, отказать умирающему от голода в куске хлеба, убить невинного и т.п. - всегда было проявлением зла.
Этика рассматривает понятия "добра" и "зла" в соответствии с такой категорией, как "благо", которая обозначает положительную ценность предметов и явлений. В обыденной жизни благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Поэтому благами называют, прежде всего, предметы, полезные для человеческой жизни - пищу, одежду, жилище, материальные блага. Духовные блага - это духовные ценности (образование, познание, достижения культуры), нравственные ценности(добро), эстетические ценности (красота).
Наличие необходимых благ и является непременным условием существования и развития человека, общества. В различных общественных условиях материальные и духовные блага по-разному удовлетворяют человеческие потребности, а нередко выступают в противоположной роли: то, что является благом для одних, не является благом для других. Противоречие особенно обостряется, когда благо одних достигается за счет других. В этом смысле понятие блага можно рассматривать только в соотношении "общество-человек", а мораль должна регулировать взаимоотношения между отдельными людьми и обществом. Истинно человеческая нравственность основывается на гармонии общественных и личных интересов.
Таким образом, этика рассматривает понятия общественного блага и личного блага.
Общественное благо - это совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.
Личное благо - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от общих социальных условий.
Обеспечение общественного блага составляет главное условие личного блага. Стремясь к благу, человек активно преобразует мир во взаимодействии с другими людьми и в этой практической деятельности становится творцом добра или зла.
В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы и надежды на будущее, которые выступают в виде моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. Добро органически связано с благом.
В современной этике категория добра имеет несколько тесно взаимосвязанных аспектов:
- во-первых, добро - объективное моральное качество поступка;
- во-вторых, добро - идеал, т.е. общее понятие, объединяющее всю совокупность положи-тельных принципов и норм данной морали;
- в-третьих, добро - нравственная цель поведения, где оно выступает как мотив поступка;
- в-четвертых, добро - моральное качество человека добродетель.
Добро может проявляться и проявляется в сфере трудовой, политической и правовой, эстетической деятельности людей, искусстве, быту, поведении. Критерием доброго поступка человека является его отношение к благу общества, личности. Нравственная ценность поступка человека зависит от того, насколько нравственны (добры) его цели, средства, мотив, способ и результат. Формы добра и добродетели разнообразны: в отношении к человеку, к труду - это гуманизм, доброжелательность, чуткость.
Благу и добру всегда противостояло зло. Соответственно, добро - это все, что способствует благу, а зло - все, что подрывает и разрушает благо. Делать добро - это значит активно противостоять злу, бороться с его проявлениями.
Зло- это категория этики, по своему содержанию противоположная добру и благу. Оно включает в себя представления о том, что противоречит требованиям морали, представляет собой поступки и отрицательные моральные качества, заслуживающие осуждения. Зло - это убийство, воровство, насилие, хулиганство и т.д. Проявление зла связано с отрицательными моральными качествами: жадностью, эгоизмом, черствостью, грубостью, лицемерием.
Преступность, нарушение закона - это тоже формы проявления зла. Борьба со злом, с его проявлениями - путь к утверждению добра. Сотрудники органов внутренних дел, предупреждая, пресекая и раскрывая преступления, обеспечивая правопорядок, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.
Профессиональная этика сотрудника ОВД характеризуется такими категориями как «профессиональный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь», «честь мундира» и т. д. В практике органов внутренних дел используются общие этические понятия, как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.
Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Социологи и психологи отмечают, что люди, различающиеся по чувству собственного достоинства, по тому, дорожат ли (или не дорожат) своей честью, в сходных ситуациях ведут себя по разному.
Все зависит от того, какой смысл человек вкладывает в понятие «честь» и «достоинство». Задумывается ли он над тем, что такое честь, а что такое бесчестье. Правильно ли он понимает, какие последствия влечет за собой потеря чести или утрата человеком личного достоинства, а вместе с ним позитивной репутации, завоеванного авторитета, доброго имени. Задает ли себе эти вопросы человек наедине со своей совестью или для него имеет значение только то, как он выглядит в глазах окружающих – в любом случае (а лучше – в обоих) отношение к своей чести, осознание личного достоинства прямо влияет на характер поступков и поведения, определяет его престиж в обществе, или, как теперь часто говорят «имидж». Во все времен это было важным для всех людей, представителей всех профессий.
Но есть такие профессии, посвятив себя которым, человек становится обязанным не только думать о своей чести и личном достоинстве, но и оберегать честь других, охранять и защищать достоинство каждого гражданина. Именно такой является профессия работника полиции. Так может ли он допускать, чтобы о нем говорили: «Ни чести, ни совести»? Нет, не может.
Чего больше в оценке его другими людьми хотел бы услышать работник полиции: чтобы его уважали (граждане, сослуживцы, начальники) или чтобы его одни боялись, сторонились, а другие – относились с уважением, почтением? Нормальная ли это потребность, чтоб тебя уважали, ценили, видели в тебе хорошего человека и специалиста, достойного всеобщего уважения? А как большинство людей относится к человеку в полицейской форме? Что главного в нас, работниках полиции, они выделяют в первую очередь? И почему эти оценки других людей не так уж нам безразличны? Хотим ли мы, чтоб окружающие понимали специфику нашей работы и воспринимали лично каждого из нас по доброму, нормально, по крайней мере, считались бы с тем, что и нам тоже трудно, что и мы не «железные».
Меняются времена, но не меняется смысл таких понятий, как честь и человеческое достоинство работника полиции. Однако одного только внутреннего чувства чести и желания быть человеком чести еще мало. Для этого нужно быть проффесионалом высокого класса, мастером своего дела, человеком, преданным своей профессии, своему служебному долгу. Но время формальных лозунгов безвозвратно прошло. Чтобы иметь право сказать: «Честь имею!», надо еще много знать, нужно быть хорошо подготовленным и информированным по большому кругу вопросов проффесиональной полицейской этики, они отнюдь не самоочевидны и не элементарны, не так просты, как это иногда кажется.
Строжайшее соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел, повышение профессиональной культуры - важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону. Личный состав ОВД в работе по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью должен в своей основе опираться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои в обществе, быть достойным представителем своего народа, твёрдо стоять на страже законности, Конституции РФ, неуклонно выполнять свой служебный долг.
Категория долга - одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности. Сферу морали с достаточным основанием именуют сферой должного. Будь добрым, честным, справедливым. В долге как ни в какой другой категории силён обязательный побудительный момент. Он не только чётко формулирует саму идею, но и придаёт ей повелительный характер: зовёт, требует, настаивает на её претворении в жизнь. Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание, издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах деятельности долг, действительный или мнимый, использовался и используется как крайне действенная движущая людьми сила.
Служебный долг сотрудника ОВД является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинён решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Долг сотрудника ОВД - это высокая и почётная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освещённая государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.
Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив, и духовные силы общества в целом. В правоохранительных органах придаётся первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.
Механизм поведения сотрудников правоохранительных органов, суть нравственных отношений в их коллективах основывается на трёх важнейших факторах:
- зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в общественной поддержке и одобрении, находящую эмоциональное выражение в чувстве и муках совести;
-определённой свободе, независимости сотрудника, которая выражается в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах объективно определённого спектра возможностей;
- ответственности сотрудников за результаты и возможные последствия «свободы» своих действий, т.е. обязанности каждого отдельного сотрудника быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.
Нравственный долг сотрудников ОВД имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет чётко сформированные задачи, поставленные государством перед ОВД; сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознать требования нравственного долга, своё место и роль в общем деле, определить своё внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.
Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов общества. Однако труд сотрудников ОВД особый. Специфика требований долга обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность. Эта организация требует особой ответственности, организованности и напряжения нравственных и физических сил.
В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах гражданской жизни. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность и разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным обязанностям.
Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональны долг, обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как правило, является и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, вместе с тем заключена моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, лишённых правовой активности.
Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.
Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.
Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.
Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.
В связи с этим крайне важное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категория моральной ответственности.
Категория моральной ответственности в существенной мере взаимосвязана с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга.
Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя ответственность – это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали.
Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций за действия личности.
Иногда ответственность подразделяют на позитивную и негативную.
Позитивная ответственность – это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует с на должное исполнение субъектом возложенных на него обязанностей.
Негативная ответственность – реакция общества или личности на совершенные проступки.
Моральная ответственность отличается от юридической, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением.
В этой связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя.
Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.
В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников за совершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность.
Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нести ответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретных лиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человека или целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многие вопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.
Под достоинством понимается ценность человека как такового, его гордость. В современном цивилизованном обществе достоинство человека не зависит от его общественной значимости, поэтому каждый гражданин, даже преступник, может рассчитывать на уважение достоинства.
Профессиональное достоинство отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу и свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств.
Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии. Исследования показывают, что по истечению трех лет работы в уголовном розыске только 40% сотрудников считали свою работу достойной, а от 37 до 50% (в зависимости от служб, где работают) опрошенных заявили, что их прежние представления о работе не совпадают с действительностью.
Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всей организации органов внутренних дел.
Честь– это степень положительной оценки человека в глазах общества, его моральная заслуженность. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени». Посягательство на честь человека – это дискредитация в глазах окружающих. Человеку наносится моральный ущерб.
Профессиональная честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб.
Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.
Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. Честь предстает не только признанием прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.
Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, го жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.
Забота о чести мундира предстает долгом каждого члена коллектива. Однако нередки случаи, когда на практике эта нравственная категория трактуется неверно. Руководители и члены коллектива иногда скрывают служебные ошибки и просчеты, избегают открытой и принципиальной критики недостатков мотивируя это тем, что оберегают авторитет группы. Такое явление есть не что иное, как ложно понятая солидарность. В современной этике оно получило определение как «кастовая коллегиальность», «корпоративный эгоизм», характеризующие такую линию поведения, когда предпочтение оказывается узкогрупповым ведомственным интересам, которые становятся выше интересов общества. Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.
Одной из центральных нравственных категорий, входящих в кодекс профессиональной морали является категория справедливости. Фактически, это нравственное требование, которое в переводе на язык служебных предписаний будет выглядеть как требование неукоснительного соблюдения законности со стороны самих работников. Трудно назвать другую нравственную категорию, которая имела бы столь важное значение в охране правопорядка и вызывала бы такой сильный общественный резонанс. Справедливость будет торжествовать, если в правоохранительных органах будут работать люди, профессионально подготовленные, уважающие закон и понимающие, что их долг не ловить и изобличать, а искать истину, и в первую очередь думать о том, чтобы не пострадал невинный человек. Ибо нет в юриспруденции хуже ошибки, чем эта. Одна из догм, которую лицемерно проповедовали из десятилетия в десятилетие те, кто вершил беззаконие и не нес за это никакой ответственности: у нас перед законом все равны. И миллионы людей верили в это, хотя на самом деле сплошь и рядом попирались элементарные права человека. Да и сейчас это нередко случается. Опасные преступники оказываются безнаказанными именно по той причине, что и розыск, к примеру, ставит перед собой цель отчитаться, а не выявить преступника, следователь и суд – быстрее закрыть дело, но не искать истину. Не говоря уже о том, что вынесение неправосудного приговора, незаконные аресты и задержания, принуждение к даче показаний - все это тяжкие преступления против правосудия. И неотвратимость наказания в такой же мере распространяется и на них, ибо сегодня стоит задача: обеспечить реальное равноправие всех Российских граждан перед законом, создать правовое государство, т.е. такое государство, которое было бы в состоянии защитить своих граждан от произвола.
В основе справедливости лежат действия по совести. Совесть в качестве профессиональной черты работника правоохранительной сферы, можно определить как осознание возможного или действительного соответствия или несоответствия между его поступками и нравственными убеждениями, в результате чего возникает чувство удовлетворения или чувство стыда, раскаяния. Нравственное удовлетворение, испытываемое тогда, когда мы совершаем поступки в соответствии с нормами и требованиями морали, называется чистой совестью; чистая совесть, предлагающая честное выполнение долга, которое порождает чувство внутренней уверенности, укрепляет достоинство личности, служит залогом душевного спокойствия (равновесия) и даже радости и счастья.
Следовательно, совестькак профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов - это его способность эмоционально оценивать не только поведение, исходя непосредственно из понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и чести. Моральная санкция совести обусловлена уровнем нравственного развития сознания сотрудника, его общей культурой.
Осуществление правоохранительной деятельности основано на неукоснительном соблюдении материальных и процессуальных норм, норм нравственности и внутренней служебной этики и корпоративных норм морали.
Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения сотрудников органов внутренних дел.
Нравственных принципы, воплощаемые в правоохранительной деятельности, получают законодательное воплощение, не теряя от этого своей нравственной природы, то есть полнота его осуществления зависит от нравственного уровня личности.
Первый принцип – уважение чести и достоинства граждан. Слово «уважение» производно от польского «uwaga», что означает «наблюдение, внимание». Посягательством на честь и достоинство являются клевета, преступление и иные асоциальные, противоправные деяния, за которые установлена уголовная ответственность.
Из принципа уважения чести и достоинства органично вытекает принцип охраны тайн частной жизни граждан.Частная жизнь – это область жизнедеятельности, которая относится только к отдельному лицу, касается только его, а не общества, государства и не подлежит контролю с их стороны. Общества подразделяются на демократические и тоталитарные, в зависимости от того, насколько в них уважается частная жизнь граждан. Правоохранительные органы вынужденно могут вторгаться в частную жизнь граждан, поэтому они должны действовать только в рамках закона и не разглашать тех сведений, которые не имеют отношения к делу, могут опорочить гражданина.
Следующий принцип – это уважение прав, свобод и законных интересов граждан. Сотрудник полиции обязан предоставить гражданам всю информацию об их правах и обязанностях и дать возможность их осуществить. В законодательстве есть положение о том, что права и обязанности, а также возможная правовая ответственность должны быть разъяснены гражданину. Однако возникает проблема: разные люди обладают различными способностями к пониманию, поэтому сотрудник может отделаться формальным разъяснением. Таким образом, все зависит от его добросовестного отношения к делу и уважения прав гражданина.
Принцип уважения прав, свобод и законных интересов граждан взаимосвязан с презумпцией невиновности. Никто не может быть объявлен преступником до приговора суда, сотрудник правоохранительных органов должен выбрать оптимальную линию поведения по отношению к подозреваемому. Беспристрастность, сдержанность, вежливость, принципиальность являются гарантией соблюдения законности.
Вывод: Следует отметить, что трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров. Во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Сотрудники внутренних дел должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека.
Соблюдение нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств личности сотрудника полиции. Осознающий свою профессиональную честь, своё достоинство стража правопорядка, сотрудник органов внутренних дел всегда будет верен гражданскому и служебному долгу.
Недостаточное внимание к профессиональной этике (и в науке, и еще больше на практике) наносит обществу не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев ведет к падению авторитета органов внутренних дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, подрыву престиж профессии сотрудника органов внутренних дел.