Вопрос № 1. Этика как система знаний и ее роль в жизни общества.
Термины «этика» и «мораль» получили широкое распространение. Греческое слово ethika производно от понятия ethos, в буквальном смысле означавшее место совместного проживания (дом, пещера и т.д.). Впоследствии под «этхосом» древние греки стали подразумевать природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, определенные человеческие качества, приобретаемые и проявляющиеся в процессе общения. Так, с образом Геракла олицетворялось мужество, с именем Пенелопы – верность. В процессе культурного развития эти термины наполнялись различным содержанием. Важно видеть два основных значения слова этос, сохранившиеся в наше время. Во-первых, этос - это качественная характеристика социума - нравы, привычки, обычаи, присущие определенному этносу, или характер нации, предопределенный "местом" ее обитания. Именно такое понимание этоса характерно для культурной антропологии и этнографии. В этом смысле можно говорить о европейском, российском, японском и т.д. этосе.
Второе значение слова этос - характер и судьба отдельного человека - получило развитие в традиционной этике, которая рассматривала именно отдельного человека, его индивидуальные нравственные проблемы и ценности, апеллируя к его рациональности и способности самостоятельно их решать на основе собственного разума.
Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены.
В IV в. до н.э. Аристотель ввел в обиход слова «этический» и «этика». Ему приписывают несколько важнейших трактатов, составивших основу новой дисциплины: «Эвдемова этика», (Эвдем — друг Аристотеля), «Никомахова этика» (Никомах — сын Аристотеля) и «Большая этика (синтез двух первых «Этик»), Аристотель поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Под термином этический он подразумевал совокупность совершенных качеств человеческой души (умеренность, мужество, спокойствие), называемые «этическими добродетелями». Под «этикой» он понимал новую область знаний, «науку о добродетели», призванную воспитывать добродетельного гражданина. Философа интересовало поведение не обособленного индивида, а активного участника политической жизни полиса.
В античной философии этика составляла одну из важнейших ее частей. Так, стоики разделили философию на три раздела (этой же схемы придерживался и Кант) - физику (метафизику), логику и этику, которая была не только завершающей частью философии, но и самой важной. Если философия - это рациональное мышление о мире в целом и месте человека в нем, то этика - это рациональное мышление о ценностях человеческой жизни.
Именно нравственные ценности (счастье, любовь, сострадание, смысл жизни, нравственный долг, достоинство, честь, добродетель) и составляют основные категории этики.
Термин «мораль» латинского происхождения (moralis – нравственный; mores – «нравы»). Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. М..Т. Цицерон предложил оперировать словом moralis, что означало «нравственный». В его понимании область знаний о морали представлялась «философией морали», некой практической части философии.
Слова «этика» и «мораль» весьма близки по смыслу. Обычно даже используют словосочетание «морально-этический». Однако, термин «этика» изначально использовался для обозначения совокупности знаний, как наука о морали. По этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову «нравственность». В социальной практике, как правило, понятия мораль и нравственность отождествляются. Несмотря на некоторую общность, эти термины различаются по содержанию и смысловой нагрузке. Во-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира. Во-вторых, нравственность сопряжена с реальной практикой и соотносится с действующими нормами и правилами поведения. В-третьих, нравственность в большей степени отражает общепринятые ценности.
В литературе принято под моралью понимать специфическую форму общественного сознания и способ регуляции отношений. Мораль– система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведения. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Иными словами мораль – это должное. Нравственность – это сущее.
В оценке этики как совокупности знаний нет однозначного подхода. Одни специалисты утверждают, что в строго научном смысле слова её нельзя рассматривать как науку, даже областью теоретического знания. Они исходят из того, что научное знание должно быть свободным от оценок и императивов. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, достоверность знания. По отношению к этике этого не всегда удается достичь. В устоявшейся отечественной традиции этика рассматривается как наука о морали и нравственности. В данном случае принято исходить, что этические концепции в принципе основываются на достоверных знаниях, они логически непротиворечивы.
В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали.
Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций. Возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям придает этике философский характер. Подобный подход характерен для марксистской этики.
Роль и значение этики в жизни общества и личности проявляется с разной степенью интенсивности. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а осуществляет их ценностный анализ. Она предстает способом осознания общественного бытия и образует высший уровень морального сознания. Научно-этические представления о морали внедряются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности. Как правило, происходит анализ всеобщих, фундаментальных и неизменных принципов.
Своеобразие этики проявляется в следующем: как наука она не только изучает, обобщает и систематизирует, действующие в обществе принципы и нормы морали, но и способствует выработке моральных представлений, в максимальной степени отвечающих историческим потребностям, и таким образом содействует совершенствованию общества и человека. Так возникает этика удовольствий, этика внутренней стойкости, этика любви, этика созерцательного блаженства, этика долга и т.д.
Специфика научной дисциплины определяется особенностями её объекта и предмета. Сущность, структура, закономерности объекта исследования определяют систему знаний. В качестве объекта изучения этики предстает мораль и нравственность. Однако проблемы морали находятся в поле зрения и других дисциплин: социологии, педагогике, психологии и т.д. Следовательно, мораль является объектом изучения ряда смежных дисциплин. В этике внимание обращено на моральном значении социальных явлений. Исторически предмет этики существенно изменялся. Аристотель определил её предметную область как сообразование поведения и образа жизни личности с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Для большинства античных мыслителей предметом рассмотрения выступали понятия индивидуального счастья и условий его достижения. В кантовской этике предметную область составило раскрытие всеобщего нравственного закона. В гегелевской теоретической конструкции предмет этики выводится за пределы индивидуального опыта. Мораль рассматривается как объективно существующее явление, как этап самореализация объективного духа.
В большинстве отечественных публикаций современного периода преобладающей предстает точка зрения определения предмета этики сущностью, законами и закономерностями развития морали, ее функциями, моральными ценностями.
В литературе присутствуют различные основания в выделении структуры этических знаний. В рамках аналитической философии присутствует позиция разграничения нормативной и теоретической этики как соответствующих разделов этической мысли. Если в качестве критерия предстает проблематика природы и происхождения морали, то все этические учения условно можно разделить на два направления – натуралистическое и идеалистическое. Представители натуралистического подхода мораль и нравственные ценности выводят из природы человека, рассматривая ее преимущественно в биопсихологическом плане. Сторонники идеалистической точки зрения (субъективно-идеалистическое, объективно-идеалистическое и религиозное течения) выводят мораль за пределы человеческого бытия, абсолютизируют её и полностью отрывают от социальной практики.
По уровню обобщения совокупности этических знаний принято выделять:
1) дескриптивную этику, в рамках которой описывается история этических учений, генезис и эволюция морали;
2) метаэтику(философия морали), исследующую сущность морали, её основные принципы и категории, структуру, функции и закономерности проявления посредством формально-логического анализа языка морали. Метаэтика призвана упорядочивать и систематизировать этические знания;
3) нормативную этику, в рамках которой происходит обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности;
4) прикладную этику, призванную выработать общие подходы в реализации моральных норм и принципов в социальной практике.
В самом общем плане в современной этике принято различать теоретическую и прикладную части.
Теоретическая область этических знаний объединяет все вопросы, связанные с анализом сущности, специфики функций морали, ее генезиса, роли и значения в обществе.
Оформление прикладной этики приходится на последнюю треть ХХ века. Начало положила «биоэтика», оформившаяся как стремление обеспечить людям достойные условия существования.
Нормативно-этические системы, связанные с различными видами практической деятельности образуют практическую этику. Вопрос о формировании практических этик неоднозначен. Принято считать, что практическая этика объединяет в себя профессиональную, корпоративную, отраслевую виды этики.
Этика как систематизированное знание имеет важнейшие функции: познавательную, регулятивную и нормотворческую.
Познавательная функция ориентирована на анализ морали в целом и ее отдельных структурных элементов, происхождения морали, её функций. Кроме того, этика исследует условия функционирования морали в различных сферах человеческой деятельности.
Нормотворческая функция находит отражение вы способности извлечения из нравственного опыта оптимальные модели поведения и варианты решения проблем, имеющих нравственный характер. Роль и значение нормотворческой функции значительно возрастает в периоды социальных катаклизмов и трансформации социального устройства, когда отбрасываются старые нравственные устои.
Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне обыденных представлений.
В литературе мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Основные функции морали:
1.Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм: норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. Регулятивная функция является базовой: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.
2. Оценочная функция. Предметом оценки под углом «морально-аморально» или «нравственно-безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.
3. Ориентирующая функция. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выбрать систему моральных приоритетов, позволяющим нам выбрать наиболее нравственную линию поведения.
4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивация могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными.
5. Познавательная (информационная) функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющимися источником информации об общественных нравственных ценностях и о системе таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.
6. Воспитательная функция. Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания. Воспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности.
7. Коммуникативная функция. На основе этой функции возможно нормальное служебное и всякое другое общение, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка.
8. Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество.
9. Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей.
Вывод:В завершение рассмотрения вопроса необходимо подчеркнуть, что в своем развитии этика прошла путь от сугубо теоретического, абстрактно-логического, методологического анализа этических вопросов до способности решать самые насущные проблемы, в том числе касающиеся непосредственно конкретного человека. Этическая сторона присутствует во всех областях социальной практики.