Прокурор, его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса.
Прокурор (ст. 37 УПК) в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органа дознания и предварительного следствия.
Согласно п. 31 ст. 5 УПК понятием «прокурор» охватываются следующие должностные лица прокуратуры РФ: Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре.
В Законе о прокуратуре в качестве полномочных должностных лиц прокуратуры указываются Генпрокурор РФ, его заместители, помощники и советники, заместители Главного военного прокурора, его помощники, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры других специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, приравненные к ним территориальные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, их заместители и помощники, начальники отделов, управлений прокуратур, их заместители, прокуроры управлений и отделов, прокуроры-криминалисты.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 коммент. статьи). Таким образом, только руководители прокуратур и их заместители непосредственно обладают процессуальными полномочиями прокурора как участника уголовного процесса. Другие прокурорские работники могут участвовать в уголовном судопроизводстве по поручению этих должностных лиц прокуратуры и в пределах своей компетенции выступать в качестве прокурора.
Прокуроры в рамках уголовного судопроизводства реализуют функции прокурорского надзора. Функции — это основные направления деятельности прокуратуры по решению задач и достижению целей прокурорского надзора.
Исходя из ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуроры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют в уголовном судопроизводстве:
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными УПК;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Все указанные направления деятельности прокуратуры образуют отдельную отрасль прокурорского надзора.
Прокурор в уголовном процессе выступает прежде всего как орган надзора за исполнением законов. Принципом прокурорского надзора является законность. Суть его в том, что прокуратура обязана всеми имеющимися в ее распоряжении средствами добиваться соблюдения везде и всюду законного порядка, а при нарушении такового — немедленно реагировать и принимать меры к его восстановлению.
Специфика надзорной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве связана с тем, что он является органом надзора за законностью, а вместе с тем и стороной в деле. Во время досудебного производства прокурорский надзор ограничивается надзором за исполнением уголовно-процессуального закона следователем, дознавателем, органом дознания, начальником следственного отдела. Прокурор надзирает за исполнением закона и органами, осуществляющими ОРД. Таким образом, прокурор надзирает за исполнением законов всеми государственными органами уголовного преследования.
Надзор за исполнением законов органами публично-уголовного преследования во время досудебного производства по делу является для прокурора формой процессуального руководства органами уголовного преследования, опосредованным способом осуществления уголовного преследования.
Прокурор обладает монополией на официальное государственное обвинение. Прокурор уполномочен от имени государства осуществлять обвинительную функцию — уголовное преследование в уголовном процессе. Прокуратура должна рассматриваться как номинальный носитель обвинительной власти, которая реализуется стороной обвинения в ходе всего производства по делу.
Функция обвинения прокуратуры не исключает выполнения прокурорами в уголовном процессе, помимо уголовного преследования, других функций, возложенных на них законом.
На досудебных стадиях прокурор осуществляет надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия, проверку исполнения закона при приеме и регистрации и разрешении сообщения о преступлениях:
1) полномочия по проверки законности и обоснованности действий следователя, решений о возбуждении уголовного дела, об отказе, приостановлении и прекращении дела.
2) Может отменять незаконные решения нижестоящего прокурора и постановления дознавателя (нет возможности отмены постановления следователя)
3) Участие в судебных заседаниях
4) Утверждение обвинительного заключения
5) Возвращение уголовного дела дознавателю или следователю
Полномочия в судебных стадиях:
1) выступает в качестве государственного обвинителя
2) оглашает обвинение, содержащееся в обвинительном заключении
3) участвует в исследовании доказательств
4) выступает с обвинительной речью в прениях
5) формулирует предложения суду по содержанию приговора
6) в судебном разбирательстве суда 1 инстанции вправе отказаться от обвинения
7) вправе принести апелляционное, кассационное и надзорное представление и участвовать в их рассмотрении вышестоящим судом.
Следователь как субъект уголовно-процессуальной деятельности. Полномочия следователя и его взаимоотношения с руководителем следственного органа и прокурором. Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве.
Следователь – должностное лиц, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Является процессуально самостоятельной и независимой фигурой. Одним из выражений процессуальной независимости является право следователя не подчиниться указаниям его непосредственного начальника, обжаловать их, приостановив исполнение (ч. 3 ст. 39). Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела. УПК обязывает следователя вести расследование быстро, активно, целенаправленно. От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства, так как ошибки, допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.
Для решения стоящих перед ним задач следователь наделяется строго регламентированными законом полномочиями. Так, в соответствии со ст. 38 УПК РФ он уполномочен:
- возбуждать уголовное дело;
- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информируетоб этом прокурора.
Наличие у следователя определенного полномочия не означает, что он может действовать по собственному усмотрению. В любом случае реализация следователем своих полномочий должна быть в полной мере основана на законе, подчинена назначению уголовного судопроизводства, согласована с целями расследования, обеспечивать права и законные интересы участников предварительного следствия. При этом следователь должен иметь возможность самостоятельно осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения.
Руководитель следственного органа, как участник уголовного судопроизводства, является для следователя и процессуальным руководителем, и административным начальником. Под ним понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38-1 ст. 5 УПК РФ).
Процессуальным статусом руководителя следственного органа обладают Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов по гарнизонам и иным учреждениям, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные приравненные к ним руководители следственных органов (ч. 5 ст. 39 УПК).
Полномочия:
организационно-распорядительные:
организует работу подчиненных следователей
поручает производство предварительного расследования конкретному следователю
создает следственную группу и определяет ее субъектный состав
разрешает отводы и самоотводы следователя
уголовно-процессуальные полномочия:
давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий
Лично рассматривать сообщения о преступлениях, участвовать в проверке сообщения о преступлениях
Давать согласие следователю на возбуждении перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене, изменении меры пресечении
Продлевать срок предварительного расследования
Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу
Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями для дополнительного расследования
Принимать уголовное дело к своему производству и в полном объеме осуществлять это расследование.
Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставляет ему право не исполнять некоторые из них в случае обжалования руководителю вышестоящего следственного органа. К числу действий, не подлежащих приостановлению, относятся: изъятие уголовного дела и передача его другому следователю, привлечение лица в качестве обвиняемого, классификация преступления, объем обвинения, избрание меры пресечения, производство следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направление дела в суд или его прекращение (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).
Основной целью деятельности прокурора по выполнению задач уголовного преследования и прокурорского надзора является обеспечение строгого соблюдения действующих законов с тем, чтобы: ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался бы незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; никто не подвергался бы аресту без судебного решения; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона об объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.Взаимоотношения между прокурором и органами предварительного следствия носят надзорный, уголовно-процессуальный, а не административный характер. Прокурор, как должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, выступает в двойном качестве. С одной стороны, прокурор участвует в уголовном процессе, в том числе в досудебном производстве на стороне обвинения. С другой стороны, прокурор выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Именно в этом смысле сконструирована гл. 6 УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения», статья 37 которой посвящена процессуальному статусу прокурора.