Сущность и значение уголовно-процессуального закона. Система действующего уголовно-процессуального законодательства.
Порядок расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел регулируется нормами уголовно-процессуального права, закрепленными в уголовно-процессуальном законе.
Уголовно-процессуальный закон в широком смысле слова представляет собой единство формы правовых актов и содержащихся в них норм, регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства. (это совокупность НПА, принятых высшими органами власти РФ, содержащих нормы, регулирующие уголовно – процессуальные отношения).
Понятие уголовно-процессуального закона в широком смысле слова совпадает с уголовно-процессуальным законодательством. И то, и другое – это совокупность законодательных актов, содержащих нормы уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальный закон в узком смысле – это нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом власти, содержащий нормы уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальный закон – это, прежде всего, УПК РФ.
Значение уголовно-процессуального закона состоит в том ,что он создает правовые последствия справедливого правосудия по уголовным делам, законного и обоснованного разрешения этих дел, эффективности деятельности судебной власти. Важнейшее значение имеют гарантии установления истины.
Система действующего уголовно-процессуального закона включает в себя:
1) Конституцию РФ
2) Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры, ратифицированные и подписанные РФ
3) ФКЗ («О судебной системе»)
4) УПК РФ
5) Иные ФЗ, не противоречащие УПК (ФЗ «О прокуратуре»)
6) Решения Конституционного Суда: постановления и определения.
1. Конституция РФимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15), поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут при меняться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.
2. УПКсостоит из 6 частей, 19 разделов, 475 статей (некоторые не действуют, так что на самом деле их меньше). В части 1 «Общие положения» изложены нормы, действующие на всех стадиях процесса. Это нормы, в которых выражены назначение, принципы уголовного судопроизводства, указаны основные права участников процесса, правила о доказательствах и доказывании, определены основания избрания мер пресечения и выбора конкретного вида этих мер. Часть вторая регламентирует досудебное производство, а часть третья – судебное производство. В части четвертой содержатся нормы, регулирующие особый порядок уголовного судопроизводства. Часть пятая устанавливает порядок международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В шестой части регламентируется порядок применения бланков процессуальных документов.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до–говоры РФявляются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.
4. Другие законы в системе источников уголовно-процессуального права(о прокуратуре, о полиции) также регулируют уголовно-процессуальные отношения, но в значительно меньшем объеме. В основном им присущ свой предмет правового регулирования, например правовое положение судьи:
– Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
–– Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
– Федеральный закон "О судебных приставах"
– Закон Российской Федерации «О полиции»
– Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и др.
Подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, не содержат уголовно-процессуальных норм. Приказы, указания, инструкции руководителей министерств и ведомств могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, но не могут изменять, дополнять уголовно-процессуальный закон.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют правильному применению закона, по которому дано разъяснение, всеми органами государства и должностными лицами. Однако они могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.
Несколько иначе решается вопрос о том, содержат ли уголовно-процессуальные нормы постановления Конституционного Суда. В соответствии со ст. 6 ФКЗ о Конституционном Суде РФ решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ.
Иными словами, органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, при разрешении дел должны руководствоваться не положениями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Конституции РФ, а предписаниями, установленными в постановлении Конституционного Суда РФ.
ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.
Виды уголовно-процессуальных норм:
1) нормы-дефиниции
2) нормы-принципы
3) обязывающие нормы
4) управомочивающие нормы
5) запрещающие нормы
Действие уголовно-процессуального закона во времени регламентировано ст. 4 УПК, где указано, что при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК РФ. Уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы, изменения не могут распространяться на ранее возникшие правоотношения. Закон, улучшающий процессуальное положение лиц, может иметь обратную силу.
Изменения, вносимые в УПК, вступают в силу в общем порядке - по истечении 10 дней; либо четко установленная дата.
Действие уголовно-процессуального закона в пространстве закреплено в ст. 2 УПК. Производство по уголовному делу на территории РФ ведется в соответствии с УПК РФ независимо от места совершения преступления. Исключения могут быть предусмотрены международным договором. В настоящее время не заключен ни один МД, который передавал бы процессуальные действия РФ на территорию другого государства.
Нормы УПК РФ применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории РФ под флагом РФ, если указанное судно приписано к порту РФ.
Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц закреплено в ст. 3:
Уголовно-процессуальный закон распространяет свое действие на всех граждан РФ. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ ведется в соответствии с правилами УПК.
Процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с принципами и нормами международного права, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось данное лицо, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось.
ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА:
1. Создание условий для реализации норм уголовного закона;
2. Жесткая регламентация уголовно – процессуальной деятельности;
3. Наличие механизма защиты от необоснованного или незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и других правовых актов Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ для уголовного судопроизводства. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ и их значение в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности.
Характеризуя структуру источников уголовно-процессуального права, следует сказать и о нормативных документах, которые не входят в эту систему, но широко используются в судопроизводстве.
Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что закон в целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
_______________________________________________________________________________________
В регулировании уголовно-процессуальных отношений определенная роль принадлежит постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и приказам Генерального прокурора РФ. Основаниямидля таких актов являются обнаруженные при изучении следственной и судебной практики недостатки в деятельности следователей и судей по применению уголовно-процессуального закона. Недостатки могут быть вызваны неясным и сложным содержанием закона, отсутствием единообразия в его толковании. Разъяснение Пленумом содержания уголовно-процессуальных норм в целях достижения единообразия в практике его применения и дача на этой основе обязательных указаний не могут рассматриваться как правотворчество, а постановления Пленума и приказы Генерального прокурора как источники уголовно-процессуального права. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается только уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ.
Аналогичным образом решается вопрос о постановлениях Пленума и приказах Генерального прокурора по вопросам, не урегулированным законодателем и разрешаемым по аналогии. Если какой-либо вопрос, возникший в следственной или судебной практике, не имеет прямого разрешения в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, Пленум Верховного Суда и Генеральный прокурор могут такого рода пробелы устранить.
Творческий характер судебной деятельности особо проявляется в тех случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела необходимо конкретизировать содержание правовых норм в соответствии со своеобразными обстоятельствами. Понятием "конкретизации права" охватывается, во-первых, сама деятельность по детализации правовых норм, которая начинается в суде, рассматривающем дело по существу; во-вторых, результат деятельности - создание правовых актов, развивающих основную норму права. Результаты правоконкретизирующей деятельности судов получают свое обобщенное закрепление в актах высшей судебной инстанции, в постановлениях, пленумах Верховного Суда РФ. Эти судебные решения, судьи используют в судебной практике при вынесении судебного решения.
Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм. Вместе с тем они носят обязательный, характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.
Общее представление о решениях Суда дает Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно его положениям, решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6). Решения Суда выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий (ч. 3 ст. 29). Решения Суда могут иметь различное наименование, в зависимости от их предназначения, значимости и процедуры принятия. Наиболее важные – итоговые решения Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 Закона о Конституционном Суде (в том числе о соответствии федерального закона Конституции РФ, о ее толковании и т. п.) именуется постановлениями. Все иные решения именуются определениями, за исключением итогового решения по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, именуемого заключением (ст. 71). Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (ч. 2 ст. 74). Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные не конституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ (ст. 79).
Из анализа содержания названных положений Закона о Конституционном Суде становится очевидным исключительность и особое значение решений Суда для правового регулирования в России. Они:
- являются решениями первой и одновременно последней, окончательной судебной инстанции;
- обязательны для всех органов государственной власти, в том числе власти законодательной, исполнительной и судебной;
- способны активно влиять как на формирование законодательства, так и правоприменительной практики;
- влекут за собой последствия нормативного характера, в ряде случаев приобретают императивное значение для разрешения конкретных дел.