Механизм фашистской диктатуры в германии

Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти.

В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила

больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии.

С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления ликвидировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изданы чрезвычайные декреты:

• отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;

• полиция наделялась неограниченными правами;

• запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все

остальные партии, не исключая и буржуазные.

Право на существование и господство получила лишь одна национал социалистическая партия - воцарилась однопартийная правительственная система.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды, эсэсовские охранные отряды, воинские части, укомплектованы сторонниками Гитлера.

Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона.

Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически

решали все существенные вопросы правления.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в руках фюрера.

Местное самоуправление и традиционное деление государства на земли в интересах централизации управления были ликвидированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным

Правительством.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия видела в диктатуре единственный выход из той острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом;

б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев, особенно касавшиеся ликвидации экономических трудностей, вызванных всевластием монополий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии, и это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому ослабленным.

Хабиаскорпус 1679

Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду­ру получения судебного приказа о дос­тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "habeas corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив при­каз "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по су­ществу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж­кое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задер­жанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра­тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде­ния законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и по месту совершения проступка.

В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона:

· ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них;

· для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной;

· действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

Наши рекомендации