Салическая правда – памятник раннефеодального государства франков
Особое значение в ней ярко расписан переход от первобытно общинного строя к классово-феодальному. Она заменила судебные обычаи франков.
Она не являлась ни кодексом ни законом.
Положение населения- сочетаие рабовладельческого, родоплеменного и рннефеодального строя.
В ней записаны нормы обычного права. В большей части она содержит предписание о сумме штрафа за различные преступления: за грабеж, воровство, поломку изгороди, телесные повреждения и оскорбления, злостную клевету, кражу чужой жены и т.д. Подробно указана ответственность. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.
За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.
За убийство человека положено было платить ВЕРГЕЛЬД («возмещение за жизнь»), но размеры его неодинаковы, и зависят от того, кто убийца и кто убитый. Кражи.
В «Салической правде» детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража. При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и, тем не менее, каждый случай записан особо.
Сделки. Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу.
Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.
Судебная власть. В эпоху «Салической правды» многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. Салическая правда является оригинальным памятником права раннего феодализма, она не испытала сколько–нибудь заметного влияния высокоразвитого римского права.
История общественного и государственного строя Англии в 11-12в после нормандского завоевания
Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.
Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды - частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.
Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний. Завоеватели принесли с собой и строгое "лесное право", давшее возможность объявить королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывать за нарушение их границ. Более того, король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала - не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвассалов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.