Государственный строй средневековой Германии

В первой трети X-XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

В этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику - церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; "римской", потому что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.

Система высших государственных органов Германии в период раннефеодальной монархии рисуется в следующих основных чертах. Глава государства -король (с 962 г. император) -- обладал высшей законодательной властью. Наибольшее количество изданных королем законов было посвящено регулированию взаимоотношений между светской и церковной властью, а также отношений между крупными феодалами. Так, императором Фридрихом II (1212--1250 гг.) были изданы две конституции, регулировавшие права духовных (1220 г.) и светских (1232 г.) феодалов.

Юридически за королем оставались прерогативы верховного судьи. Он мог изъять любое дело из любой судебной инстанции и рассмотреть его по существу. Кроме того, королю могла быть принесена апелляция на противозаконное решение любого судебного органа. В действительности же судебная власть короля не имела столь всеобщего и неограниченного характера, поскольку реально она распространялась лишь на узкий круг его собственных вассалов. Мало того, король был не свободен в своих поступках: еще при избрании на престол он приносил присягу в том, что будет соблюдать законы и осуществлять справедливое правосудие, и если он совершал какие-либо противозаконные или преступные действия, он отвечал перед судом высшей феодальной знати.

Судебная власть короля была неразрывно связана с его полицейско-административными функциями. Он мог подвергать своих подданных штрафам или административным взысканиям за преступные действия против монархии и церкви, а должностных лиц -- привлекать к ответственности за служебные злоупотребления и упущения. Штраф королевского банна мог колебаться в пределах от 2 до 1000 фунтов золота. За нарушение верности королю размер штрафа исчислялся 300 фунтами. За невыполнение королевских распоряжений должностное лицо рисковало потерей «королевской милости», что влекло за собой изъятие лена и лишение должности.

Верховное государственное руководство было сосредоточено в рамках королевского двора. Наиболее видными сановниками являлись: канцлер, игравший роль первого министра, дворецкий (пфальцграф), ведавший дворцовыми делами, маршал, командовавший войсками, королевский меченосец, возглавлявший службу безопасности, и др. Высшие государственные должности становились наследственными и возлагались на наиболее могущественных и влиятельных светских и духовных имперских князей. Многие другие сановники не имели определенных служебных полномочий, но выступали в роли советников, без консультаций с которыми король не принимал никаких ответственных решений. С начала XI в. это совещательное учреждение оформилось в самостоятельный орган -- королевский совет.

Большую роль в политической жизни страны играли собрания феодалов, в которых участвовали церковные и светские князья, непосредственные королевские вассалы. Собрания созывались по инициативе короля и работали под его председательством. В периоды междуцарствий собрания приобретали силу суверенного органа. Собрания созывались обычно один раз в год и чаще всего приурочивались к пасхальным праздникам. В компетенции собраний было решение наиболее важных вопросов общегосударственного значения: проблемы законодательства, войны и мира, престолонаследия; рассмотрение некоторых судебных дел; улаживание конфликтов между королем и знатью и споров, возникавших внутри феодального класса; назначение на высшие государственные должности и предоставление ленов; ведение переговоров с папским престолом и др. По мере развития и оживления городской жизни в съездах феодалов стали принимать участие представители имперских городов, находившихся в непосредственном управлении главы государства. Для решения чисто конфессиональных проблем церковные князья собирались на специальные заседания, и тогда эти заседания приобретали характер синодальных собраний.



Наши рекомендации