Ответственность юридической службы.

Всю полноту ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Положением о юридической службе, несет руководитель юридической службы (начальник юридического отдела, бюро) в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Степень ответственности других работников юридической службы (юрисконсульта) устанавливается их должностными инструкциями.

Юридическая служба предприятия обязана организовывать своевременное и качественное выполнение возложенных на нее функций и задач. Основные обязанности и права юридической службы определены в Типовом положении о юридической службе предприятия (объединения).

В соответствии с Типовым положением юридическая служба:
- организует правовое обеспечение работы предприятия;
- участвует совместно с другими службами в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных правовых актов предприятия, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия;
- проверяет соответствия требованиям законодательства, представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов нормативного характера, визирует их;
- контролирует соответствие требованиям законодательства приказов (распоряжений) и других актов руководителей структурных подразделений предприятия и принимает меры к изменению или отмене актов, изданных с нарушением законодательства;
- готовит совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других локальных нормативных правовых актов;
- подготавливает совместно с другими подразделениями материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;
- участвует в подготовке проектов локальных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды и обеспечивает их соответствие действующему законодательству;
- участвует совместно с другими подразделениями в работе по подготовке, заключению хозяйственных договоров, визирует проекты договоров (контрактов);
- организует и ведет претензионно-исковую работу;
- анализирует и обобщает состояние претензионной и исковой работы, практику заключения и исполнения хозяйственных договоров (контрактов) с целью разработки соответствующих предложений по устранению недостатков деятельности предприятия;
- представляет в установленном порядке интересы предприятия в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов;
- соблюдает коммерческую тайну;
- дает заключения, консультации по правовым возникающим в деятельности предприятия;
- дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание материальных ценностей.




Раздел 13 Изучение договорной работы организации

13.1 Понятие и стадии договорной работы в организации

Договорная работа – один из основных участков правовой работы предприятия и других хозяйственных организаций, направленная на формирование и исполнение нормативных актов.

Формирование правовых актов на предприятии заключается:

1. в принятии локальных нормативных актов (Положений, инструкций и т.д.);

2. в принятии разнообразных индивидуальных юридических актов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей самого предприятия.

Хозяйственные договоры следует относить к числу наиболее типичных индивидуальных правовых актов, в связи с формированием которых на предприятии проводится объемная и важная работа правового характера.

Надлежаще оформленный договор сам приобретает силу юридического акта, определяющего последующие действия сторон.
Своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон.
Таким образом, договорная работа – это деятельность предприятия по формированию и правовому закреплению договорных отношений и организации исполнения договоров.

Структура договорной работы на каждом отдельном предприятии отвечает задачам, которые стоят перед ним как участником разнообразных хозяйственных связей. Следует различать, во-первых, договорную работу, связанную с реализацией результатов собственного производства и, во-вторых, использовать результаты деятельности других предприятий, т.е. договорную работу по реализации продукции собственного производства и договорную работу, связанную с обеспечением предприятия продукцией, услугами и пр. Указанные выше направления договорной работы являются видами договорной работы. Следует заметить, что правовая работа на предприятии является более широким понятием и включает в себя договорную работу.

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей. Согласно гражданскому законодательству он может быть заключен в устной, письменной либо нотариальной форме. Гражданскому праву известно несколько типов договоров.

Тип договора – это группа однородных договоров, которая характеризуется единством объекта правового и юридического содержания. Выделение того или иного типа договора с учетом его особенностей имеет большое практическое значение. Это дает возможность применять определенные нормы права к однородным отношениям. Наиболее часто встречаются в хозяйственной практике такие типы договоров: купли-продажи, подряда, аренды. (Приложение 20)

Стадии договорной работы характеризуют последовательность ее выполнения и значение действий, составляющих их содержание.
Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

1. Подготовка к заключению договоров (проведение договорной компании, поиск потенциальных контрагентов и т.п.);

2. Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

3. Оформление договорных отношений;

4. Доведение договорных обязательств до служб, подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в исполнении конкретного договора;

5. Контроль за исполнением договоров;

6. Оценка результатов исполнения договоров.

13.2 Основные правила договорной работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение устанавливает общий порядок организации и ведения договорной работы.
1.2. Организация и ведение договорной работы в Обществе подразумевает порядок подготовки, согласования, подписания, учета, хранения и контроля за выполнением договоров.
1.3 Основными задачами договорной работы являются:
совершенствование и повышение эффективности договорной работы, укрепление договорной дисциплины, защита законных интересов и прав Общества;
своевременное заключение договоров и надлежащее их исполнение в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и настоящим положением.
1.4. Настоящее положение распространяется на гражданско–правовые и хозяйственные договоры (контракты, соглашения), заключаемые от имени Общества (в том числе на дополнительные соглашения).
1.5. Методическое руководство договорной работой осуществляется юрисконсультом Общества.

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ
2.1. При проведении договорной работы необходимо руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь.
2.2. Договоры заключаются в простой письменной, либо в случаях предусмотренных законодательством, нотариальной форме, что означает невозможность заключения договора в устной форме.
2.3. Подготовка и оформление договоров производится в следующей последовательности:
составление проекта договора;
согласование проекта договора;
подписание договора;
регистрация договора;
направление договора на подпись контрагенту.
2.4. В случаях, когда инициатором заключения договора выступает контрагент, проект договора проходит следующие стадии:
определение исполнителя договора;
согласование проекта договора;
подписание договора;
регистрация договора;
направление подписанного договора контрагенту.
2.5. Проект договора должен содержать следующие условия:
место и дата заключения договора;
преамбула (вводная часть), стороны договора;
предмет договора;
сумма (цена) договора или способов ее определения;
срок действия договора;
срок и порядок расчетов;
ответственность сторон;
другие условия, которые являются существенными по данному договору.
Договор, кроме этого, должен содержать точное наименование, а также сведения о юридическом адресе сторон по договору и их банковские реквизиты.
2.6. Часть перечисленных условий могут содержать в отдельных приложениях (спецификациях) к договору.

3. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА
3.1. Для всех структурных подразделений (специалистов), устанавливается следующий порядок согласования договоров:
проект договора предварительно согласовывается исполнителем со структурным подразделением (специалистом) по принадлежности предмета договора;
проект договора представляется юрисконсульту. Вместе с проектом договора необходимо представлять все приложения, указанные в тексте договора, а также документы, на которые в проекте делается соответствующая ссылка;
юрисконсульт подготавливает заключение по представленному проекту договора и направляет его исполнителю, либо при отсутствии замечаний, согласовывает проект;
при отрицательном заключении согласующей инстанции проект договора направляется исполнителю на доработку;
после согласования проекта договора со всеми необходимыми структурными подразделениями (специалистами), исполнитель представляет его на подпись руководителю.
3.2. Для подписания договора исполнителю необходимо получить визы всех должностных лиц, в соответствии с их компетенцией, в нижеследующем порядке, при этом обязательными подразделениями и лицами, согласующими договор, являются:
исполнитель договора;
структурные подразделения по принадлежности к предмету договора;
главный бухгалтер;
юрисконсульт.
3.3. При согласовании договора визы ставятся на обратной стороне последнего листа экземпляра договора, остающегося в Обществе. Виза обязательно включает в себя личную подпись лица, должность, фамилию. Виза должна быть проставлена разборчиво. В случае если проставление виз на обратной стороне последнего листа договора не представляется возможным, визы ставятся под реквизитами сторон договора.
3.4. Договор визируется на каждом листе юрисконсультом.
3.5. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. В том случае, если представитель действует по доверенности, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руководителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействительна), срок ее действия, объем полномочий по доверенности. При этом копия доверенности прилагается к договору.
3.6. Проект договора, разработанный соответствующим структурным подразделением (специалистом) и возвращенный контрагентом с протоколом разногласий, должен быть рассмотрен юрисконсультом совместно с соответствующим подразделением (специалистом) в течение 3-х рабочих дней.
3.7. Если представленные разногласия принимаются, протокол разногласия визируется в порядке установленном настоящим положением, подписывается руководителем и один экземпляр высылается контрагенту.
3.8. Если предложения отклоняются, то соответствующее структурное подразделение (специалист) возвращает контрагенту один экземпляр договора с неподписанным протоколом разногласий.
3.9. Если подготовленный контрагентом договор вызывает возражения у соответствующего структурного подразделения (специалиста) или у юрисконсульта, протокол разногласий готовится соответствующим структурным подразделением (специалистом) или юрисконсультом, у которого возникли замечания (предложения) по договору.

4. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРОВ
Контроль за выполнением договорных обязательств осуществляет соответствующее структурное подразделение, которое одновременно принимает необходимые меры к стороне по договору невыполняющей договорные обязательства и представляет необходимые материалы юрисконсульту для предъявления иска.

5. УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ ДОГОВОРОВ
5.1. Надлежащий учет договоров является одним из важных элементов системы мер по предотвращению нарушений договорных обязательств. Он должен обеспечивать создание документальной базы для анализа причин и условий невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств, способствовать правильному рассмотрению и своевременному предъявлению исков, обеспечивать достоверность отчетных данных о выполнении договоров.
5.2. Учет договоров осуществляется юрисконсультом и в структурных подразделениях, которые осуществляют контроль за исполнением договоров путем ведения специальных журналов. Договоры регистрируются в журнале после подписания руководителем.
5.3. Договоры хранятся в течение всего периода их действия со всеми документами в отдельных папках у юрисконсульта и в соответствующих структурных подразделениях, а после его окончания - в порядке, установленном законодательством.


13.3 Внесение изменений и дополнений в ранее заключенный договор

По общему правилу одностороннее изменение или дополнение условий уже заключенного договора не допускается. Все коррективы вносятся по соглашению сторон и оформляются письменно. В том же порядке оформляется и продление срока действия договора. Для договоров некоторых видов (например, аренды) договор пролонгируется автоматически; такая же ситуация возникает, если стороны договорились об этом в первоначальном договоре.

Если одна сторона возражает против изменения некоторых условий, договор должен быть исполнен на первоначальных условиях.


Раздел 14 Изучение порядка ведения хозяйственных и иных дел от имени организации юрисконсультом в судах

14.1 Понятие и содержание исковой работы в организации и роль юридической службы в ее осуществлении

Исковая работа на предприятии включает в себя:

·подготовку, получение и составление документов, необходимых для предъявления и рассмотрения исков;

·подготовку исков;

·подготовку отзывов и заявлений о пересмотре решений, определений и постановлений суда в порядке надзора;

·представление интересов хозяйствующих субъектов при рассмотрении имущественных, преддоговорных и других споров в арбитражном и других судах;

·осуществление регистрации, учета, хранения и отправки исковых материалов;

·обеспечение контроля за исковым производством;

·рассмотрение, анализ, обобщение результатов исковой работы, подготовка предложений по ее усовершенствованию.

Исковая работа, включая подготовку материалов для предъявления исков и отзывов на них, осуществляется юридической службой предприятия или соответствующим структурным подразделением в случае отсутствия такой службы.

Юридическая служба на предприятии осуществляет следующие функции на этапе ведения исковой работы:

·организует и ведет исковую работу;

·представляет по доверенности в установленном законодательством порядке интересы предприятия в судах, других органах во время рассмотрения правовых вопросов и споров.

Таким образом, ведение исковой работы осуществляется юридической службой в интересах предприятия.


Ведение исковой работы на предприятии
.

Исковая работа, включая подготовку материалов для предъявления исков и отзывов на них, осуществляется юридической службой предприятия или соответствующим структурным подразделением в случае отсутствия такой службы.

Иск предъявляется в случае безосновательного полного или частичного отклонения претензии, предъявленной предприятием или оставления ее без ответа.

Юридическая служба дает правовую оценку документов, переданных ей соответствующим структурным подразделением. Если переданных документов оказывается недостаточно или они неправильно оформлены, юридическая служба обязана в письменном выводе установить срок для устранения недостатков.

В случае, когда структурное подразделение не передало необходимые документы, руководитель предприятия имеет право наложить взыскание на исполнителей.

Исковое заявление содержит:

·наименование и адрес арбитражного суда, стороны;

·сумма иска (если иск подлежит денежной оценке);

·содержание исковых требований;

·изложение обстоятельств, на которых основываются исковые требования и документы, их подтверждающие;

·расчет суммы иска;

·законодательство, на основании которого подается иск;

·сведения о доарбитражном урегулировании спора.

К исковому заявлению прилагаются:

1.документы, удостоверяющие направление претензии и копии искового заявления ответчику;

2.документ об оплате госпошлины;

3.перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств;

4.другие документы, необходимые для обоснования исков по отдельным видам споров.

Исковое заявление подписывается руководителем предприятия или его заместителем и регистрируется в журнале учета исковых заявлений предъявленным предприятием.

После подписания искового заявления работник юридической службы дает указание бухгалтерии о перечислении госпошлины для рассмотрения данного дела в арбитражном суде. При перечислении госпошлины бухгалтерия должна руководствоваться действующим законодательством.

После перечисления госпошлины бухгалтерия в течение одного рабочего дня обязана предоставить копию платежного поручения, оформленную надлежащим образом, работнику юридической службы. После этого, последний передает работнику, на которого возложены обязанности по делопроизводству, исковое заявление для направления в арбитражный суд и другим сторонам. Квитанция об отправке заказного письма другим сторонам приобщается к исковому заявлению, которое с полным пакетом документов направляется в арбитражный суд заказным письмом.

Один экземпляр искового заявления и копии прилагаемых к нему документов, почтовую квитанцию о направлении искового заявления в арбитражный суд работники юридической службы подшивают в претензионно-исковое дело.

Отзыв на исковое заявление.

Ответчик обязан не позднее трех дней со дня получения определения о возбуждении дела направить:

1.арбитражному суду – отзыв на исковое заявление и все документы, подтверждающие возражения против иска;

2.истцу, другим ответчикам, а также прокурору, участвующему в арбитражном процессе, - копию отзыва.

Отзыв подписывается руководителем предприятия, организации или его заместителем.

Отзыв должен содержать: наименование истца и номер дела; мотивы полного или частичного отклонения требований истца со ссылкой на законодательство, а также доказательства, обосновывающие отклонение искового требования; перечень прилагаемых к отзыву документов и других доказательств (в том числе о направлении копии отзыва и приложенных к нему документов истцу, другим ответчикам, прокурору).

Готовый отзыв на исковое заявление работник юридической службы передает работнику, отвечающему за ведение делопроизводства, который заказным письмом направляет либо вручает под расписку копии отзывов сторонам, а квитанции приобщает к отзыву на исковое заявление, которое направляется в арбитражный суд заказным письмом. После этого, работник, отвечающий за ведение делопроизводства, обязан предать работнику юридической службы квитанцию об отправке отзыва в арбитражный суд. Работник юридической службы приобщает ее к копии отзыва на исковое заявление и подшивает все материалы в претензионно-исковому делу.

Решения, определения, постановление арбитражного суда исполняются юридической службой с соответствующим структурным подразделением, анализируются и по результатам анализа руководителю выносятся предложения по:

·подаче в арбитражный суд заявления о пересмотре решения, определения, постановления в порядке надзора;

·о возмещении убытков за счет виновных лиц.

Заявление о пересмотре решения арбитражного суда должно содержать:

1.наименование арбитражного суда, который принял решение, определение, постановление;

2.номер дела и дату принятия решения, определения, постановления;

3.наименование сторон, цену иска. Требования заявителя;

4.основания, по которым возник вопрос о проверке решения, определения, постановления в порядке надзора с ссылкой на законодательные акты и материалы дела.

Указанное заявление подписывается руководителем предприятия или его заместителем и подается в порядке надзора не позднее двух месяцев со дня принятия решения, определения, постановления в арбитражный суд, который рассматривал дело. Копия заявления направляется другой стороне (сторонам).

После получения копии заявления о проверке решения, определения, постановления в порядке надзора или протеста прокурора сторона направляет отзыв в арбитражный суд, который осуществляет проверку, другим сторонам или прокурору, который внес протест. Отзыв подписывается руководителем предприятия или его заместителем.

Исковые материалы, полученные предприятием, регистрируются в книге входящей корреспонденции, а те, что отправляются предприятием – в книге исходящей корреспонденции.

К полученным исковым материалам прилагается конверт со штампом почты с датой отправки, который является единственным доказательством своевременной или несвоевременной отправки материалов. При регистрации претензии проверяется наличие всех документов, указанных в приложении к ней. При отсутствии или несоответствии документов, указанных в приложении, работниками канцелярии составляется акт и подписывается не менее чем 3-мя лицами.

Канцелярия после регистрации претензии или искового заявления и резолюции руководителя предприятия в тот же день передает эти документы в юридическую службу (при отсутствии таковой – структурному подразделению, которому поручена подготовка отзыва на исковое заявление), которая осуществляет их регистрацию в журнале учета (Приложение) и первичную правовую оценку, формирует исковое дело, готовит отзыв на исковое заявление.

Исковые материалы предприятия и те, которые поступают, хранятся в отдельных папках (незаконченные исковые материалы; законченные исковые материалы).

Законченные исковые материалы хранятся юридической службой на протяжении 3-х лет до передачи их для хранения в архив. Эти материалы подшиваются в соответствующие папки в той последовательности, в которой они были зарегистрированы.

На основании данных, полученных от структурных подразделений, юридическая служба проводит анализ состояния исковой работы за квартал, год. Осуществление анализа производится в следующем порядке:

·по каждому виду претензий, исков приводятся самые распространенные виды нарушений, допускаемых структурными подразделениями, отделами;

·вносятся предложения о необходимых действиях для улучшения исковой работы, предупреждения непродуктивных затрат и убытков, возмещения вреда, причиненного предприятию за счет виновных лиц.

Результаты анализа исковой работы в письменном виде подаются руководителю предприятия или его заместителю для рассмотрения и принятия решения.

14.2 Структура искового заявления

В содержании искового заявления должны быть указаны:

·наименование суда, в который оно подается;

·наименование и место жительства (место нахождения) истца, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем;

·наименование и место жительства (место нахождения) ответчика;

·наименование документа (исковое заявление);

·точное обозначение требований истца, а если требования являются имущественными, то и цена иска;

·факты, которыми истец обосновывает свои требования;

·доказательства, подтверждающие каждый из упомянутых фактов;

·другие данные, вытекающие из Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) и иных законодательных актов, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления (соблюдение досудебного порядка разрешения дела и т.п.);

·перечень приложений;

·подпись истца или его представителя и дату подачи.

Исковое заявление может содержать требования об обеспечении иска, о совершении судьей действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, о рассмотрении дела в отсутствие истца, о немедленном исполнении решения и т.п. ( Приложение 21)

К исковому заявлению прилагаются:

·копии искового заявления по числу ответчиков;

·документ об уплате государственной пошлины;

·документы о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

·документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

·документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска.

14.3 Оформление представительства в суде

Действующее гражданско-процессуальное законодательство РБ предоставляет право гражданам вести свои дела лично либо через представителя. Законом установлено 2 способа оформления представительства в суде:

·представление по надлежаще оформленной доверенности

·устное заявление, сделанное в суде и занесенное в протокол судебного заседания

Классификация представительств.
В зависимости от оснований выделяют:

·добровольное – данный вид допускается только при наличии волеизъявления стороны, т.е. представляемого

·обязательное – для возникновения данного вида согласие и волеизъявление представляемого не обязательно

Добровольное представительство в зависимости от характера отношений между представляемым и представителем подразделяется на:

·договорные

·общественные, основанием которых является членство в той или иной организации

О законном представителе можно говорить лишь в отношении физ.лица, которое в силу определенных обстоятельств не имеет возможности защищать свои интересы в суде. Основанием данного представительства является:

·факт происхождения детей от соответствующих родителей

·факт усыновления детей

·административный акт о назначении опеки или попечительства

Законные представители должны быть дееспособными и, как правило, совершеннолетними. Родители, лишенные родительских прав не могут быть законными представителями своих детей. Законное представительство прекращается по достижению детьми совершеннолетия. Законным представителем гражданина, признанного безвестно отсутствующего является лицо, кому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего.

Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении лиц, находящихся на попечении в государственных либо общественных учреждениях возложена на администрацию данных учреждений и в качестве законного представителя выступает руководитель данного учреждения.


Договорное представительство возникает на основании гражданско-правового договора (договора поручения), по которому одна сторона (представляемый) поручает другой (представителю) ведение дела в суде, а представитель принимает на себя данные обязанности. Договорное представительство может быть основано на трудовых отношениях и может осуществляться постоянным работником организации. В этом случае основанием представительства является трудовой договор.

Общественным представительством является представительство, осуществляемое в гражданском процессе уполномоченными общественных объединений по делам членов своих объединений. Основанием возникновения данного вида представительства является факт членства. При этом общественное объединение защищают не все права граждан, а только те, реализация которых определена задачами данного объединения.

Обязательным условием выделения общественного представителя является устное либо письменное заявление об этом членов общественного объединения. При этом свои полномочия общественные представители получают не от представляемого, а от соответствующих общественных объединений. Ст.186-190 ГК, ст.74-79 ГПК.


Раздел 15 Изучение претензионной работы в организации

15.1 Порядок осуществления претензионной работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства Республики Беларусь в целях установления общего порядка организации и ведения претензионной работы в организации.
1.2. Положение направлено на создание в организации условий для наиболее быстрого и эффективного урегулирования споров с третьими лицами путем переговоров.
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на все структурные подразделения организации.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ
2.1. Обязанности по организации претензионной работы возлагается на юридическую службу организации (юрисконсульта).
2.2. Претензионная работа заключается в установлении фактических обстоятельств конфликта, возникающего у организации с третьими лицами, достижении понимания позиции организации в конфликте, реалистичности предъявления требований и выдвижения возражений, поиска и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны.
2.3. При осуществлении претензионной работы юридическая служба организации (юрисконсульт) вправе:

·изучать документы, представленные третьими лицами, и запрашивать необходимые сведения в иных структурных подразделениях организации;

·получать необходимые консультации у специалистов любых структурных подразделений организации;

·давать рекомендации о скорейшем урегулировании всех спорных вопросов и сохранении деловых связей организации с третьими лицами.

2.4. Если между сторонами спора достигнуто согласие о разрешении этого спора без судебного разбирательства, конфликт признается исчерпанным на стадии ведения претензионной работы.

3. ВЕДЕНИЕ ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Все поступающие в адрес организации и предъявленные к организации претензионные письма регистрируются в книгах входящей и исходящей корреспонденции организации с указанием номера и даты.
3.2. Вся почтовая корреспонденция в ходе ведения претензионной работы направляется заказными письмами с уведомлением о вручении адресату.
3.3. Юридическая служба (юрисконсульт) организации ведет учет претензий, поступающих в их адрес, а также предъявленных организацией в адрес третьих лиц.
3.4. Подготовка претензионных писем в адрес третьих лиц, а также ответов на предъявленные претензии к организации возлагается на юридическую, бухгалтерскую службы, иные структурные подразделения организации.
3.5. Претензионные материалы хранятся в юридической службе в течение ____ в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утвержденной Комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 года N 13.
3.6. Документы, необходимые для предъявления претензии, должны быть переданы в юридическую службу (юрисконсульту) по описи под роспись ответственного работника соответствующего структурного подразделения. Экономический расчет, калькуляцию, необходимые для предъявления претензионных писем, осуществляет бухгалтерская или финансовая служба организации.
3.7. Бухгалтерская служба организации представляет юридической службе (юрисконсульту) сверенные сведения о дебиторской задолженности с приложением всех необходимых документов.
3.8. Принимая документы для предъявления претензий, юридическая служба (юрисконсульт) организации проверяет их подлинность, правильное оформление (наличие печатей, подписей, регистрацию и другие необходимые реквизиты).
3.9. Ответственность за своевременное и качественное предоставление материалов в юридическую службу для предъявления претензий несут руководители структурных подразделений организации.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Юридическая служба (юрисконсульт) организации осуществляет контроль и общее руководство организацией претензионной работы, проводит работу по повышению роли досудебного урегулирования споров.

4.2. Настоящее Положение доводится до сведения всех сотрудников организации и вступает в силу через месяц со дня его утверждения.

15.2 Порядок составления претензии. Содержание претензии.

Как правило, при возникновении спорной ситуации стороны пытаются разрешить конфликт путем устных переговоров. Если переговоры не приводят к погашению задолженности, лицо, чье право нарушено, обращается в экономический суд. Однако, прежде чем направлять документы в экономический суд, согласно требованиям пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ГК) по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, необходимо в обязательном порядке предъявить претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или заключенным между сторонами договором.

Это положение дает возможность сторонам в договоре заранее как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок разрешения споров (проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору)).

При подготовке претензии следует помнить, что предъявление претензии до обращения в экономический суд не только требование законодательства, но психологический инструмент, способный стимулировать должника погасить образовавшуюся задолженность до начала судебного разбирательства.

Грамотно составленная претензия укажет должнику на серьезность намерений кредитора по возврату долга. Кроме того, получив претензию с требованием возвратить не только задолженность, а еще и штрафные санкции с дополнительными расходами, должник в большинстве случаев задумается, стоит ли ему доводить дело до судебного разбирательства и нести дополнительные расходы. Кроме того, сохранить деловые отношения и продолжить дальнейшее сотрудничество между должником и кредитором намного легче при погашении долга на стадии претензионной работы, нежели после вынесения решения экономическим судом.

Претензия должна соответствовать законодательству. Не будет соответствовать требованиям законодательства, а так же не принесет положительного результата претензия, составленная следующим образом: «По состоянию на 10.01.2014 Ваша задолженность перед нашим предприятием составляет 10 000 000 белорусских рублей. Просим оплатить задолженность в ближайшее время. В противном случае мы будем обращаться в экономический суд». Такая претензия не доходит до руководителя, а попадает в бухгалтерию, где пылиться среди многочисленных бумаг (Приложение 23)

В настоящей статье мы расскажем об основных требованиях, которым должна соответствовать претензия, а также поделимся другими практическими советами по ее составлению.

Требования к содержанию претензии.

Согласно Приложению к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее по тексту – Приложение к

Наши рекомендации