Налоговое стимулирование малого бизнеса

В странах с давно сложившимися инструментами рыночной экономики для налогового стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, применяется два подхода:

1) введение на фоне общенациональной системы налогообложения налоговых льгот по отдельным видам налогов, в основном по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость;

2) введение специальных налоговых режимов.. Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпоративным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах, причем в ряде случаев различие весьма значительно.

В США наряду с высшей ставкой корпоративного налога в размере 34% при налогооблагаемом доходе менее 50 тыс. долл. применяется ставка 15%, а при доходе до 75 тыс. долл. — 25%.. В Англии ставка налога на прибыль для предприятий малого бизнеса снижается с 30 до 20%, во Франции — с 36 до 33,3%, в Канаде — с 43 до 22%. В ряде стран, как правило, с переходной экономикой, стимулирование малого бизнеса осуществляется путем введения налогов на вмененный доход, но круг лиц, который может воспользоваться преимуществами таких налогов, крайне ограничен, — чаще всего это предприятия микробизнеса. Такие налоги широко применяются в странах бывшего СССР — Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Украине, Белоруссии.

В России налоговое стимулирование представлено также в виде специальных налоговых режимов и снижения налогового бремени (предоставления налоговых каникул или льготной ставки налогообложения для тех предпринимателей, которые работают в условиях общего режима).

Известно, что законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации предусматривает разделение предприятий малого предпринимательства в зависимости от экономических показателей деятельности на крупные, средние и микропредприятия. Налоговое законодательство учло неравенство малых предприятий, заложенное в ныне действующее законодательство, что выражается в наличии четырех параллельно действующих систем налогообложения предприятий малого бизнеса, а именно:

• общая для всех предприятий;• упрощенная система налогообложения;• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;• патентная форма налогообложения.

Из механизмов указанных налоговых режимов очевидно, что они введены с целью стимулирования малого бизнеса путем сокращения количества уплачиваемых предпринимателями налогов или введения единого налога, заменяющего ряд основных налогов (налогов на доход, на прибыль, имущественных и оборотных налогов), снижения налоговых ставок, сокращения и упрощения налоговой отчетности, отмены авансовых платежей по ряду налогов, упрощения процедуры налогового администрирования.

36 Критерии определения малого бизнеса Малый бизнес- это это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года. Субъекты предпринимательской деятельности с численностью до 15-ти сотрудников этим же определением малого бизнеса признаются микропредприятиями и их годовой доход либо балансовая стоимость активов не должны превышать 60 млн. рублей.

Критерии малого бизнеса:

· Средняя численность работников менее 100чел.

· Выручка от реализации (без НДС), млн.р.- 800

· Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, %:

1. Иностранные организации до 49

2. Российские организации не являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса до 49

3. Российские организации, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов до 25

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

· использовать сокращенный рабочий план счетов;

· применять кассовый метод признания доходов и расходов;

· составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;

· ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;

· проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;

· любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;

· не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

Наши рекомендации