Понятие трансфертной цены, применяемое в целях налогообложения

Трансфертные цены в мире появились в 1950—1960 гг., поскольку именно в этот период начинают формироваться крупные транснациональные корпорации (ТНК). Трансфертное ценообразование – это деятельность по установлению цены на внутрифирменные сделки между группой взаимозависимых лиц. Трансфертная цена - это цена, которую устанавливают подразделения одной компании на свои внутрифирменные операции.

Цена называется «трансфертной», потому что она отличается от рыночной цены аналогичной сделки. Получается, что компания покупает или продает товары (услуги) по своим правилам. Таким образом, деятельность по установлению «своих цен» внутри одной компании называется трансфертным ценообразованием. Подразделения одной компании торгуют между собой по нерыночным ценам чтобы снизить долю уплачиваемого налога на прибыль. Трансфертные цены возникают между взаимозависимыми лицами. То есть между лицами, которые могут повлиять на условия совершаемой сделки. Для того, чтобы иметь возможность менять внутрифирменные цены и с помощью этого экономить на уплачиваемых налогах, компания должна быть большой и заниматься различными видами деятельности. Такие многопрофильные компании чаще всего организованы в форме холдинга. Так как такие операции могут осуществлять только очень крупные и даже транснациональные компании, то величина недополученных налоговых платежей в государственный бюджет становится существенной. Трансфертное ценообразование является одним из самых распространенных способов минимизации уплачиваемых налогов. Для того, чтобы заставить крупные компании играть «по правилам», то есть покупать и продавать товары (услуги) по рыночным ценам, налоговые органы ввели принцип «вытянутой руки». Суть принципа заключается в том, что если компания реализует товары (услуги) по «своим ценам», то налоговые органы попросят компанию пересчитать данные сделки, как будто бы они были совершены на рыночных условиях, и заплатить налог на прибыль со сделок, совершенных на рыночных условиях. В настоящее время налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам, совершенным между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, а также при отклонении цен товаров (работ, услуг), которые являются предметом контролируемой сделки, более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

29.Влияние механизма ценообразования на размер налоговой базы по различным налогам.

Система налогов оказывает влияние на цену. Цены в свою очередь определяют размеры налогов. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его доходы.

Две статьи действующей редакции НК РФ (ст. 20 и ст. 40) регламентируют принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), и в отнесении их на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя путем включения в цену.

Налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг).

Величина налоговых платежей имеет прямо-пропорциональную зависимость от цены товара, что обуславливает заинтересованность государства в максимизации мер по контролю правильности их формирования продавцами на предмет соответствия их рыночным ценам.

Такие меры трактуются как налоговое регулирование, а цена (механизм ценообразования) продавца как инструмент налогового регулирования.

В рамках налогового регулирования законодатель предусматривает возможность контроля правильности определения цен и допускает последующую корректировку цены товаров для целей налогообложения, что закреплено в статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации (Дале НК РФ). Так как в целях налогообложения правильной ценой является рыночная цена, то определение понятия рыночной цены берется за основу налогового контро

Наши рекомендации