Налоговая политика россии конца 19в. начала 20 в.
Во второй половине XIX -- начале XX века налоговая система Российской империи включала два уровня налогообложения: государственные доходы и местные сборы. Главным источником дохода государственного бюджета являлись налоги, государственные сборы и пошлины. Рассмотрим основные принципы функционирования налоговой системы того времени,и, соответственно, налоговой политики.
1.К концу XIX века налоговая система Российской империи находилась в состоянии перехода на новый уровень экономических отношений, построенных на подоходно-имущественных началах. Несмотря на отставание России от европейской модели российская налоговая система обеспечивала достаточный объем прогрессирующих поступлений в бюджет, необходимых для финансовой стабильности государства.
2. Во второй половине XIX - начале XX века в России не соблюдались принципы справедливости (всеобщности и равномерности) налогообложения, поскольку вся тяжесть не только косвенного, но и прямого налогообложения ложилась на беднейшие слои населения.
3. Налоговая система начала XX века обладала недостатками, связанными с отсутствием единого критерия построения самой системы, нарушением принципа равномерности.
4. Преобладание косвенного налогообложения в системе доходов обуславливало неэластичность и несовершенство всей налоговой системы Российской империи. Это связывалось с тем, что она была ориентирована на получение доходов от налогов с продуктов потребления, представляющих наиболее простейший механизм взимания.
5. Общей закономерностью реформирования косвенного налогообложения стал переход к патентно-акцизной системе, при которой общий сбор включал акциз, представлявший собой собственно налог на потребление и патентный сбор как особый вид промыслового налога.
6. Таможенная политика Российской империи являлась мощным инструментом регулирования, как всей экономической жизни страны, так и отдельных отраслей промышленности.
7. Реформирование налоговых органов Российской империи было связано с учреждением податных инспекторов, в результате которого была реализована основная идея преобразования и последовательная реализация принципов дифференциации и справедливости налогообложения.
Правила налоговой политики
Первое правило состоит в том, что распределение основной массы налогового бремени должно основываться на принципах социальной справедливости. При налогообложении сферы потребления принцип социальной справедливости выражается в льготном (пониженном) налогообложении товаров, продуктов и услуг, входящих в состав необходимого минимума потребления (основные продукты питания,
Второе правило состоит в том, что весь процесс налогообложения должен быть экономически эффективным, т.е. затраты государства и налогоплательщиков в связи с выполнением последними своих налоговых обязательств должны быть минимальными.
Третье правило устанавливает, что приоритетной целью налоговой политики является обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в национальную экономику.Главной идеей здесь выступает принцип, установленный еще классиками политэкономической науки: налогообложение при всех ситуациях не должно выходить за пределы текущих доходов граждан и предприятий.
Четвертое правило требует, чтобы принятая система налогообложения не могла препятствовать законному праву каждого гражданина самостоятельно, своими силами и средствами в законном порядке обеспечивать достойное проживание себе и своей семье.
Пятое правило утверждает, что в основе налоговой политики государства должна быть заложена защита законных интересов нации в целом и каждого отдельного гражданина в частности.Государственная налоговая политика России должна защищать национальные интересы как внутри страны, так и за ее пределами.
Шестое правило рекомендует устанавливать основные налоговые режимы таким образом, чтобы они либо наказывали практику нарушения режима самосохранения или воспроизведения окружающей среды, либо способствовали накоплению финансовых средств в специальных фондах, используемых для восстановления природы и ее ресурсов.
Седьмое правило требует, чтобы государство воздерживалось от использования налогов и системы налогообложения в целом для вмешательства в хозяйственную и частную жизнь граждан.Граждане вправе возражать против неоправданного расширения прав налоговых органов и против использования налоговых средств для решения других задач государственных органов, не связанных непосредственно с финансовым обеспечением их деятельности.
Восьмое правило признает, что праву государства на взимание налогов непосредственно противостоит обязанность государства и его органов публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях.
Девятое правило в применении к нашей стране состоит в том, что Россия придерживается принципа налоговой недискриминации в отношении граждан и предприятий других стран, но только в тех случаях, когда его применение не противоречит защите ее национальных интересов.
Десятое правило утверждает запрет двойного налогообложения. Во всех этих случаях государства — каждое в отдельности или на основе их сотрудничества — должны принимать все необходимые меры, чтобы исключить двойное налогообложение.
Одиннадцатое правило запрещает государству использовать свою эмиссионную политику как средство скрытого повышения налогообложения.
Двенадцатое правило устанавливает, что налогоплательщикам должно быть дано право учитывать при взыскании с них обязательных налоговых платежей имеющиеся встречные обязательства государства (его органов). В качестве альтернативного средства защиты от возможных налоговых штрафов и санкций за налогоплательщиком должно быть признано право авансовой (досрочной) уплаты налогов.
Налоговая политика ВОВ
Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны и внесла серьезные изменения в финансовую и налоговую политику. Поскольку экономический потенциал государства значительно сократился в связи с оккупацией западных регионов СССР, снизились доходы госбюджета.
В налоговой системе государства произошли существенные изменения:
− значительно повысились налоги и различные сборы с населения
− расширился круг налогоплательщиков в основном за счет привлечения к уплате налогов лиц, «не имеющих собственных доходов», т.е.
иждивенцев;
− более полно учитывалась налогооблагаемая база, в частности доходы крестьян от продажи на рынке своей продукции по повышенным ценам;
− изменился принцип взимания некоторых налогов (например, при введении в 1942 г. военного налога был использован давно забытый принцип подушного налога, который значительно упростил его администрирование).
Основные налоги стали повышаться уже с первых дней войны. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Плательщики надбавки подразделялись на две категории:
1) рабочие и служащие;
2) прочие плательщики.
Внутри каждой категории размер надбавки зависел от отношения плательщика к действительной военной службе или призыву в армию по мобилизации.
Надбавка была установлена в размере 100% к сумме сельскохозяйственного налога. Семьям колхозников и единоличников, имевшим военнослужащих, предоставлялись льготы: 1 военный – скидка 50%, 2 и более – полное освобождение. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на 1 мес. вперед.
Кроме того, Президиум ВС СССР принял Указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», по которому налог распространялся на лиц, достигших 20- летнего возраста и не имевших детей. Мужчины от 50 лет и старше, а женщины с 45 лет и старше налог не платили.
Указом Президиума вводился военный налог «для покрытия военных расходов» с одновременной отменой надбавок к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Его уплачивали все граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, «независимо от наличия источника дохода» Исключение составляли военнослужащие, находящиеся на фронте, члены их семей и инвалиды войны и труда 1-й и 2-й групп. Мужчины 60 лет и старше, а также женщины 55 лет и старше, пенсионеры платили налог лишь в том случае, если они имели самостоятельные источники дохода. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердой ставке. Необлагаемый минимум не устанавливался.
С кустарей, ремесленников, владельцев строений и других граждан, имевших доходы, налог взимался по «утроенным ставкам», установленным для рабочих и служащих. Ставка 100 руб. устанавливалась для иждивенцев. В результате количество плательщиков военного налога намного превысило число плательщиков сельскохозяйственного и подоходного налогов.
В налоговом администрировании применялась дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения практически во всех сферах деятельности.
Следует отметить, что такие меры налоговой политики во время военного кризисного функционирования экономики были достаточно эффективными.