Вопрос. Международная подсудность но гражданским и торговым делам.
Специальные вопросы судопроизводства по гражданским делам, осложненным иностранным элементом, образуют область международного гражданского процесса.
Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие вопросы:
- определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым правоотношениям с иностранным (или международным) элементом;
- процессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде;
- процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей;
- установление содержания иностранного права;
- обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов;
- признание и исполнение иностранных судебных решений;
- совершение нотариальных действий;
- признание иностранных арбитражных соглашений;
- рассмотрение споров в порядке арбитража;
- принудительное исполнение решений иностранного арбитража.
Внутригосударственные нормы, регулирующие международный гражданский процесс, принадлежат к отраслям процессуального права - гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права.
В международном частном праве под международной подсудностью понимался компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. Обязательной для государства системы норм о международной подсудности по гражданским делам не существует, но в некоторых международных договорах - многосторонних и двусторонних - содержатся правила о международной подсудности, применяемые в рамках сотрудничества, регулируемого этими договорами.
Если коллизионные правила позволяют преодолевать «столкновение» материальных законов, то правила о международной подсудности разрешают «конфликты юрисдикции»: «положительные» конфликты (процессуальные нормы двух и более государств претендуют на подсудность в отношении одного и того же дела) и «отрицательные» конфликты (процессуальные нормы двух и более государств отказываются от подсудности в отношении одного и того же дела),
Зависимость между решением «конфликта юрисдикции» и решением коллизии законов в ряде случаев оказывается весьма тесной: выбор юрисдикции иногда предрешает выбор применимого права. К примеру, по Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (п.2 ст. 28) в случаях, когда один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй - другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.
В отсутствие общеобязательной для государств системы норм о международной подсудности по гражданским делам может возникнуть проблема наличия процесса по тому же делу в иностранном суде как основании для оставления иска без рассмотрения. Статья 221 ГПК РСФСР обязывает суд оставить заявление без -рассмотрения, если в производстве этого же или другого суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Вопрос о применении правил подсудности, установленных ГПК, при определении подсудности российским судам гражданских дел по спорам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, решается в ст. ст. 434-1 ГПК.
Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Правовая регламентация вопросов международной подсудности в РФ представлена нормами международных договоров РФ, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства. В каждой из этих групп можно выделить нормы об исключительной, альтернативной и договорной подсудности.
Исключительная подсудность означает установление подсудности спора суду определенного государства с исключением его подсудности судам иных государств,
Альтернативная подсудность предоставляет право выбора между судами своего и иностранного государства.
Договорная подсудность выражается в определении подсудности по выбору сторон.
В ГПК РСФСР международная подсудность определяется по аналогии закона на основе правил о внутренней подсудности (ст. 117- 121). Как предусмотрено в ст. 434-1 ГПК РСФСР, подсудность российским судам «гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется. .. исходя из правил подсудности, установленных настоящим Кодексом».
В ст. 117 ГПК РСФСР выражено основное правило подсудности: иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Правила о подсудности по выбору истца (ст. 118 ГПК РСФСР) позволяют предъявлять: иск к ответчику, место жительства которого неизвестно, - по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства; иск к ответчику, не имеющему в РФ места жительства, - по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в РФ; иск, вытекающий из деятельности филиала юридического лица, - по месту нахождения филиала; иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства - также по месту жительства истца; иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, - также по месту жительства истца или по месту причинения вреда; иски о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, - также по месту причинения вреда; иски, вытекающие из договоров, в которых указано место исполнения, - также по месту исполнения договора, и др.
Иски на право на строение, об освобождении имущества от ареста, об установлении порядка пользования земельным участком подсудны суду по месту нахождения имущества (земельного участка); иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту нахождения наследственного имущества или основной его части; иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке предъявлена претензия (ст. 119 ГПК РСФСР «Исключительная подсудность»),
Договоренность, определяющая подсудность, может принимать форму пророгационного или дерогационного соглашения. В первом случае дело, не подсудное суду данного государства, в силу соглашения передается этому суду на рассмотрение; во втором случае дело, подсудное суду данного государства, передается на рассмотрение суда иного государства.
В Конвенции СНГ 1993 г. значительно расширен (по сравнению с двусторонними договорами) круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции). В разделе II («Правовые отношения по гражданским и семейным делам») наряду с правилами о подсудности по отдельным видам гражданских и семейных дел приданы общие положения о подсудности. Применение их позволяет создать благоприятные процессуальные условия для обеспечения прав и законных интересов спорящих сторон.
Поскольку Конвенцией не предусмотрено иное, иски к лицам, имеющим местожительство на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляется независимо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территории разных Договаривающихся Сторон, то спор в этом случае рассматривается по местожительства (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Суды Договаривающейся Стороны компетентны также в случаях, когда на ее территории: осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора; имеет постоянное местожительства или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Исключительная подсудность предусмотрена в Конвенции по отношению к искам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество. По этим делам компетентны лишь суды по местонахождению имущества. Новшеством (для договоров о правовой помощи) является включение в Конвенцию правила о договорной подсудности: суды Договаривающихся Сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам. Однако исключительная компетенция, вытекающая из норм Конвенции, а также из внутреннего законодательства соответствующей Договаривающейся Стороны, не может быть изменена соглашением сторон.
Судебные поручения. Выполнение поручений иностранных учреждений юстиции образует основу понятия «правовая помощь». Отношение к объему правовой помощи, ее видам, а также и к самому понятию, в зарубежном праве неодинаковое. Отмечается тенденция к расширительному толкованию сферы правовой помощи, в которую включаются как выполнение поручений учреждений юстиции, вручение документов, так и содействие в получении информации об иностранном праве, пересылке документов и др. Судами США и Великобритании используется институт допроса находящихся за границей свидетелей через управомоченного на то судом лица с участием представителей сторон, осуществляющих прямой и перекрестный допрос.
В ГПК РСФСР (ст. 436) и АПР РФ (ст. 215) перечисляются отдельные процессуальные действия, в производстве которых иностранным судам может быть оказано содействие. Это перечисление не является исчерпывающим и включает - наряду с вручением повесток и других документов - допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте (ГПК РСФСР), получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте (АПК РФ) и др. Из текста упомянутых статей следует, что в российском законодательстве вручение документов не рассматривается как самостоятельный (по отношению к исполнению процессуальных действий) вид правовой помощи.
В отечественной доктрине вручение документов и исполнение процессуальных действий относятся к одному виду правовой помощи, реализуемой путем выполнения поручений по гражданским и уголовным делам, направляемым до вынесения приговора (решения).
Переданные российским судам в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий не подлежат исполнению по одному из следующих оснований: 1) исполнение поручения противоречит суверенитету РФ или угрожает ее безопасности; 2) исполнение поручений не входит в компетенцию суда.
Вопросы исполнения судебных поручений подробно урегулированы в Минской Конвенции 1993 г. Широко, но не исчерпывающим образом, обозначен в ней объем правовой помощи, определены содержание и форма поручений, порядок его исполнения. По просьбе запрашивающего правовую помощь учреждения могут применяться процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Без какого-либо специального удостоверения, т.е. без легализации, подлежат принятию на территории Договаривающихся Сторон документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью.
Поручения судов и иных учреждений юстиции направляются из иностранного государства в РФ и из РФ в иностранные государства в дипломатическом порядке, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Поручение, направляемое из РФ в дипломатическом порядке, следует по «маршруту»: Министерство юстиции РФ - Министерство иностранных дел РФ - консульские отделы посольств.
Исполнение решений иностранных судов. Для придания решению правовых последствий в другом государстве требуется его согласие, основанное на нормах международного договора и/или национального законодательства.
К способам приведения в исполнение иностранных судебных решений относятся: проверка правильности решения с формальной точки зрения и прежде всего установление непротиворечия его публичному порядку; выдача экзекватуры, т. е. принятие судом постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придавая ему принудительную силу. С выдачей экзекватуры решение подлежит исполнению, как если бы оно было принято в государстве суда, выдавшего экзекватуру (этот способ принят во многих странах континентальной Европы).
Процедура исполнения иностранного судебного решения путем выдачи экзекватуры различна. В одних странах иностранное решение подвергается ревизии, в других - широкая проверка иностранного решения не осуществляется. Брюссельская конвенция о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. допускает принудительное исполнение судебного решения, вынесенного в одном государстве - участнике Конвенции, в другом государстве-участнике при условии подачи любой заинтересованной стороной заявления об этом на рассмотрение компетентного судебного органа. Иностранное судебное решение не должно пересматриваться по существу. На судебное решение, санкционирующее принудительное исполнение иностранного решения, должником может быть подана апелляция; судебное разбирательство с перераспределением бремени доказывания. Презумпция в пользу выигравшей стороны подлежит опровержению противной стороной; регистрация решения в специальном реестре.
Рассмотрение ходатайств о разрешении исполнения входит в компетенцию судов государства, на территории которого должно быть осуществлено исполнение. Ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции, затем препровождается суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
Порядок исполнения также регулируется законодательством государства, на территории которого должно быть осуществлено исполнение. Этим же законодательством определяются реквизиты ходатайства.
В признании судебного решения или в разрешении исполнения может быть отказано: если лицо, возбудившее ходатайство, или ответчик по делу не принял участие в процессе вследствие того, что ему или его представителю не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд; если по тому же правовому спору между теми же сторонами на территории государства, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или если учреждением этого государства было ранее возбуждено производство по данному делу; если согласно международному договору, а в случаях, не предусмотренных договором, согласно законодательству государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции его учреждения. Указанные положения применяются и к мировым соглашениям, утвержденным судом.
Нотариальные действия. Нотариальные действия от имени РФ на территории Других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия, совершаемые этими должностными лицами, определены в ст. 38 Основ, в заключительной части которой указано, что законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные совершаемые ими нотариальные действия.
Положения главы XXI Основ (ст. 104-109) посвящены применению нотариусом норм иностранного права и правилам международных договоров о нотариальных действиях. Нотариус в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ применяет нормы иностранного права. Он принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ. Правила Основ гражданского законодательства предписывают суду, арбитражному суду, третейскому суду или административному органу, применяющим иностранное право, устанавливать содержание его норм в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. В целях установления содержания норм иностранного права указанные органы могут обращаться в установленном порядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции, иным компетентным органам или учреждениям (как в РФ, так и за границей) либо привлекать экспертов.
Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом МИД РФ. Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено российским законодательством и международными договорами РФ.
Легализация. Последовательный ряд удостоверений в РФ подлинности подписи должностного лица, качества, в котором выступает должностное лицо, а в случае необходимости- подлинности печати, штампа, которыми скреплен документ, именуется его легализацией. Звенья «цепочки» удостоверений- это свидетельствование копии нотариусом, удостоверение его подписи, печати и штампа должностным лицом Министерства юстиции РФ, совершение аналогичных действий в отношении подписи этого должностного лица и печати Минюста должностным лицом департамента консульской службы МИД РФ и, наконец, удостоверение подписи должностного лица МИДа в посольстве (консульстве) зарубежного государства, куда направляется документ.
Предназначенные для использования на территории РФ иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в РФ.
5 октября 1961 г. в Гааге рядом государств была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. Под дипломатической или консульской легализацией, требование которой отменяется, в Конвенции понимается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими учреждениями государства, где должен представлен документ, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа. Которыми скреплен документ.
Требование дипломатической или консульской легализации отменяется в отношении: 1) документов, исходящих от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от Прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; 2) административных документов; 3) нотариальных актов; 4) официальных пометок, таких, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Однако Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими учреждениями, а также на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции (в частности, договоры о поставке товаров и предоставлении услуг, доверенности на совершение сделок коммерческого характера, таможенные документы о перемещении грузов через границу).
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Образец апостиля, приложенный к Конвенции, представляет собой оттиск специального штампа в виде квадрата со стороной не менее 9 см, текстом из десяти пунктов, а также заголовком на французском языке: «Apostille».
В РФ апостиль проставляется органами юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния. Полномочия на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в РФ, предоставлены Министерству общего и профессионального образования РФ. Отказ этих органов в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке.
Проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими Договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Так, апостиль не проставляется в связи с освобождением документа от легализации в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., ряда двусторонних международных договоров о правовой помощи. 1 вопрос.Понятие, юридическая природа, компетенциямеждународногокоммерческого арбитража.
Подарбитражным (третейским) судом понимается суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. Состав суда определяется сторонами. В отличие от общего (государственного) суда обращение к третейскому суду происходит на основании соглашения сторон. Для организаций и фирм, ведущих торговые и иные операции, рассмотрение споров в порядке арбитража имеет существенные преимущества по сравнению с судебным порядком. Преимущества эти состоят:
- в непродолжительности, по сравнению с обычными судами, срока рассмотрения дел;
- в том, что решения арбитража не подлежат обжалованию;
- в относительной (по сравнению с судами) дешевизне;
- в компетентности третейских судов, поскольку арбитры избираются из числа специалистов;
- в негласном рассмотрении дел;
- в простоте исполнения арбитражных решений.
В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие.
Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения данного конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально- "для этого", т.е. для рассмотрения данного дела).
В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах.
В 1985 г. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) приняла Типовой закон о международном торговом арбитраже, который затем был одобрен Генеральной Ассамблеей 001-1 для возможного использования государствами в своем законодательстве. Па основе Типового закона был разработан и принят в 1993 г. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже». Закон применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории РФ. Однако положения, относящиеся к предъявлению в государственном суде иска по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, обеспечительным мерам суда, к признанию и приведению в исполнение арбитражного решения, основаниям для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения (ст. 8, 9, 35-36 Закона), применяются и в тех случаях, когда место арбитража находится за границей.
Международный коммерческий арбитраж рассматривает споры по соглашению сторон. Стороны могут передавать в арбитраж: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.
Если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, коммерческим предприятием считается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению; в отсутствие же у стороны коммерческого предприятия принимается во внимание ее постоянное местожительства.
Постоянно действующими арбитражными учреждениями являются, в частности, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (Морская арбитражная комиссия). МКАС и Морская арбитражная комиссия осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями о них, утвержденными Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже».
Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.
Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания. Споры разрешаются Комиссией независимо от тог, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права.
Арбитражным соглашением называется соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Правоотношения, в связи с которыми возникли или могут возникнуть споры, могут носить договорный характер, но могут возникать и по другим основаниям. Арбитражное соглашение заключается в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Обязательное требование к арбитражному соглашению- заключение его в письменной форме. Соглашение удовлетворяет этим требованиям, если оно: 1) содержится в документе, подписанным сторонами; или 2) заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения; либо 3) путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
Договор может содержать ссылку на документ, содержащий арбитражную оговорку. Такая ссылка признается арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора.
При разрешении споров в институционном арбитраже к арбитражному разбирательству применяются правила, определяемые регламентом этого арбитража. В случаях выбора арбитража ad hoc стороны могут обращаться к имеющим факультативный характер унифицированным правилам арбитражной процедуры.
Принцип автономии воли сторон образует одно из главных начал арбитражного разбирательства. Третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитражном суде исключает принятие судом обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.
В тех случаях, когда выбор права сторонами не сделан, третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» исключает какое-либо вмешательство государственного суда в деятельность международного коммерческого арбитражного суда, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено самим Законом. Арбитражное решение не может быть обжаловано в государственный суд по существу, но может быть оспорено в государственном суде путем подачи ходатайства об отмене по процессуальным мотивам. По этим мотивам арбитражное решение может бытьотменено Верховным Судом республики в составе РФ, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа ( по месту арбитража), но лишь при наличии одного из следующих оснований, подлежащих доказыванию стороной заявляющей ходатайство об отмене: одна из сторон в арбитражном соглашении была и какой-либо мере недееспособна, или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону РФ; сторона не была, должным образом уведомлена о назначении арбитража или об арбитражном разбирательстве, или по другим причинам не могла представить свои объяснения; решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не попадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения; состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон, при условии, что такое соглашение не противоречит любому положению Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», от которого стороны не могут отступать, или в отсутствие такого соглашения не соответствовали этому Закону; объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ.
Отмена арбитражного решения указанными судами может последовать также, если суд определит, что это решение противоречит публичному порядку РФ.
Обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ.
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» 1997г. установлено, что исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, а также решений иностранных арбитражей, являются исполнительными документами. Исполнительные листы, выдаваемые судами на основании Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев. Эти сроки исчисляются при предъявлении к исполнению указанных исполнительных документов со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления исполнительного документа к исполнению, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня после дня его вынесения.
Признание иностранных арбитражныхсоглашений и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений урегулированы многосторонней Конвенцией, принятой в Нью-Йорке в 1958 году. В ней участвуют 84 государства. В Конвенции предусматривается признание письменных соглашений, по которым стороны договорились передать в арбитраж спор по конкретному делу. Суды государств-участников обязуются, если к ним поступает дело, по которому его стороны заключили арбитражное соглашение, направить его в арбитраж. Вместе с тем, каждое договаривающееся государство обязалось признавать арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в соответствии со своими процессуальными нормами. В Конвенции также указываются случаи, когда может быть отказано в признании и приведении в исполнение арбитражного решения.
Согласно российскому законодательству "арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение" (ст. 35 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года). Согласно ст. 36 этого Закона в определенных строго ограниченных случаях может быть отказано в признании или приведении в исполнение арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения, недееспособность стороны в таком соглашении, неуведомление стороны о назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и др.). Статья 437 Гражданского процессуального кодекса предусматривает, что порядок исполнения в РФ решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами.