Вопрос. Участие государств и международных межправительственных организаций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер.
Статья 124 ГК РФ устанавливает, что РФ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения автономные области автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Государство нередко именуют особым субъектом права, отмечая, что оно само может формировать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности. Однако специальная правосубъектность государства заключающаяся в том, что оно с одной стороны облечено властными полномочиями, а с другой - может выступать как хозяйствующий субъект, не меняет природу гражданских правоотношений, в которых участвует государство и не дает оснований превращать их в отношения, содержащие элементы власти и подчинения.
Во внутреннем гражданском обороте государство не пользуется иммунитетом. Сложнее обстоит дело, когда государство выступает как субъект международного частного права, т.е. как участник гражданско-правовых отношений, обремененных иностранным элементом. Здесь абсолютный иммунитет государства сохраняет свое действие в силу статьи 435 ГПК РФ. Положения этой статьи препятствуют предъявлению иска к иностранному государству, обеспечению иска и обращению взыскании на имущество иностранного государства, находящееся в России. Такие действия могут быть допущены только с согласия компетентных органов соответствующего государства. Эти положения исходят из концепции абсолютного иммунитета иностранного государства ("равный над равным не имеет юрисдикции") и требуют аналогичного подхода к иммунитету нашего государства, его имущества.
В целом, речь идет об иммунитете от привлечения к участию в судопроизводстве по гражданским делам, от предварительного обеспечения иска, от принудительного исполнения решения, обращения взыскания на имущество, являющееся собственностью государства.
При этом иммунитет государства не ограничивается рамками процессуальных институтов. В материально- правовом аспекте речь может идти о применении к отношениям с участием государства иностранного права, в том числе к сделкам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
В зарубежных странах широкое распространение получила доктрина функционального, или ограниченного иммунитета. Ее суть в том, что при осуществлении коммерческой, частноправовой деятельности, государство как бы отказывается от иммунитета по вытекающим из такой деятельности требованиям. При этом сохраняется иммунитет государства как суверена при осуществлении его деятельности его деятельности, лежащей за пределами гражданско-правовых и частноправовых отношений.
Специфика международных межправительственных организаций как субъектов международного частного права заключается в том, что, будучи по своей природе межгосударственными организациями публичного характера, они тем не менее участвуют и в частноправовых отношениях, совершая различного рода гражданско-правовые сделки и участвуя как сторона в спорах гражданского правового характера рассматриваемых в международных и национальных судах.
В международных отношениях цивилистического характера международные организации выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах большинства из них.
В научной литературе достаточно широко распространено мнение, что международные межправительственные организации - это юридические лица особого рода, т. е. это международные юридические лица. Именно в силу того факта, что международные организации возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может появиться у них только на основании правовых норм международного характера. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, международные организации создаются на основе норм международного публичного права в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов. Иными словами международная организация является общим представителем государств- членов и должна сохранять это качество во всех сферах своей деятельности, Во - вторых, потребности удовлетворения общего интереса, в целях которого создается международная организация, требуют исключения возможности контроля над ней со стороны какого-либо государства- члена (группы государств). Между тем подчинение международной организации национальному праву какого-либо государства могло бы рассматриваться как разновидность такого контроля. В-третьих, наделение международной организации статусом юридического лица базируется на международно-правовых нормах: оговорка о статусе юридического лица может содержаться в учредительных документах международной организации или фиксироваться в ее внутренних правилах - правовых актах, создаваемых самой международной организацией.