Трудоустройство. подходящая работа
Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы выступают в качестве посредника в трудоустройстве между работодателями и лицами, ищущими работу. Направления государственных учреждений службы занятости населения на трудоустройство носят рекомендательный характер как для работодателей, так и для лиц, ищущих работу. В случае согласия безработного на предложенную работу ему выдается направление на трудоустройство к конкретному работодателю. Работодатель также может отказать безработному в приеме на работу. При этом он должен дать мотивированный отказ в приеме на работу в письменном виде, а гражданин обязан доставить его лично в орган занятости в определенный срок.
Но законодательством установлены исключения из этого правила, когда направление на трудоустройство является обязательным либо для работодателя, либо для лица, ищущего работу.
Обязательный для работодателя характер будет иметь направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности установлены квоты для приема на работу инвалидов, а также резервированы рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
Работодателям, численность работников которых превышает 100 чел., законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 чел. и не более чем 100 чел., законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождают-
ся от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Направление на трудоустройство может быть обязательным для безработного. Он не может без определенных негативных последствий отказываться от подходящей ему работы. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Следовательно, подходящая работа должна:
- учитывать уровень профессиональной пригодности и подготовки гражданина, т.е. соответствовать профессии (специальности), уровню образования, квалификации безработного (или лица, ищущего работу);
- соответствовать условиям последнего места работы и в первую очередь условиям оплаты труда. Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы, который отражен в справке о среднем заработке по последнему месту работы;
- предполагать учет состояния здоровья гражданина. Необходимо учитывать, скажем, рекомендации медико-социальной экспертной комиссии для инвалидов;
- отвечать критерию транспортной доступности. Должны учитываться время проезда, ожидания на остановках, пересадки.
Для ряда категорий граждан подходящей может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы. К таким гражданам относятся:
а) впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии;
б) уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия;
в) лица, прекратившие индивидуальную трудовую деятельность;
г) вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;
д) стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
е) направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
ж) отказавшиеся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
з) состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
и) обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Вместе с тем работа не может считаться подходящей, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточ-
ного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Рос-сийской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Права граждан в области занятости регулируются неоднократно упомянутым Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с ним граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиона-
льной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы дея-
тельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профес-
сионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получе-ния гражданами указанных услуг в электронной форме.
Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие орга-
нов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.